Как избежать выгорания
Главные компоненты:
1. Чувство безразличия, эмоционального и/или физического истощения, изнеможения. Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой.
2. Деперсонализация (развитие негативного отношения к своим коллегам и воспитанникам, отгораживание от других людей). Она предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда. В частности, в социальной сфере деперсонализация предполагает бесчувственное, негуманное отношение к детям и коллегам по работе.
3. Редукция профессиональных достижений. Она представляет собой возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.
4. Сниженная рабочая производительность.
Выгорание представляет собой самостоятельный феномен, не сводимый к другим состояниям, встречающимся в профессиональной деятельности (стресс, утомление, депрессия). Выгорание представляет собой длительный, «растянутый» во времени рабочий стресс. Выгорание чаще проявляется именно при работе с людьми.
Выгорание связано с чувством неудачи и является негативным опытом
Среди факторов, вызывающих выгорание, особое место занимают индивидуальные особенности личности и социально-демографические характеристики, с одной стороны, и факторы рабочей среды — с другой. Среди социально-демографических характеристик наиболее тесную связь с выгоранием обнаруживает возраст.
Что касается личностных особенностей, то высокий уровень выгорания тесно связан с пассивными тактиками сопротивления, внешним «локусом контроля», низкой степенью личностной выносливости. Выгорание сопровождается агрессивностью, тревожностью. Полностью притупляет чувство групповой сплоченности.
Симптомы, составляющие синдром профессионального выгорания, условно можно разделить на три основные группы: психофизические, социально-психологические и поведенческие.
Среди факторов рабочей среды, которые снижают возможность профессионального выгорания наиболее важными являются:
1. степень самостоятельности и независимости сотрудника в выполнении своей работы;
2. наличие социальной поддержки от коллег и руководства,
3. возможность участвовать в принятии решений, важных для организации.
Как избежать профессионального выгорания: восемь советов:
1) Делайте перерывы для «размышлений» в течение дня, чтобы контролировать свои мысли. На чем вы сосредотачиваетесь? Что вы чувствуете? Ровное ли у вас дыхание? Вы можете выбирать, что думать и чувствовать, но только если задумываетесь над этим.
2) Учитесь делегировать и говорить «нет» без угрызений совести. Расставьте приоритеты и решите, что сейчас важнее для достижения вашей цели. Так вы сможете понять, что можно отложить «на потом».
3) Просите то, что вам нужно. Если люди подгоняют вас, игнорируют и не уважают вас и ваше время, определите, что вам нужно от них, и попросите у них это. Затем попросите еще раз, если понадобится.
4) Расслабьтесь. Идите медленнее. Говорите медленнее. Ешьте медленнее. Слушайте больше.
5) Не разменивайтесь по мелочам. Обращайте внимание на то, что вас раздражает, и затем решайте, с чем работать и из-за чего волноваться.
6) Сознательно ищите плюсы в ситуациях вместо того, чтобы обращать внимание на минусы.
7) Обеспечьте свои тылы: создайте прочную опору в лице семьи и друзей. Проводите время с теми людьми, которые уверены в вас и поддерживают ваше стремление к развитию.
8) Занимайтесь той деятельностью, которая помогает избавиться от плохого настроения, например, зарядкой, танцами, спортом и прослушиванием любимой музыки.
Фото из открытых источников
Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter