Фискалы будут получать данные о продавцах маркетплейсов
Комитет государственных доходов Министерства финансов РК раскрыл детали нового механизма сбора данных о доходах продавцов на онлайн-площадках. Интеграция с маркетплейсами позволит налоговикам в автоматическом режиме получать информацию о сделках для борьбы с теневым сектором и создания равных условий для бизнеса, сообщает BES.media.
В Казахстане разрабатываются правила, обязывающие владельцев маркетплейсов и досок объявлений передавать в налоговые органы детальные данные о сделках своих продавцов. Как сообщили в Минфине в ответ на запрос BES.media, это делается в рамках подготовки к введению нового Налогового кодекса с 1 января 2026 года.
В настоящее время форматы и правила представления этих сведений находятся в стадии разработки. Параллельно КГД создает специальную информационную систему для автоматизированного приема данных от платформ.
Маркетплейсы будут обязаны предоставлять в налоговую следующую информацию о каждом продавце:
Индивидуальный (ИИН) или бизнес-идентификационный номер (БИН).
Стоимость всех реализованных товаров и оказанных услуг.
Суммы возвратов.
Размер комиссии, удержанной самой площадкой.
В КГД заверили, что полученные сведения не станут единственным основанием для выводов. Их будут перепроверять, сопоставляя с другими источниками: данными банков, курьерских служб, электронными накладными и счетами-фактурами.
Если налоговая выявит несоответствия, она направит уведомление владельцу платформы. Тот, в свою очередь, будет иметь право предоставить пояснения или обжаловать претензии.
Ответственность для площадок
За передачу заведомо некорректных или неполных данных ответственность для маркетплейсов на данный момент не предусмотрена.
Однако за отказ предоставлять информацию вообще предусмотрено административное наказание. Первое нарушение повлечет предупреждение, а повторное в течение года — штраф в размере около 59 тысяч тенге (15 МРП на 2025 год).
В Минфине подчеркивают, что эта мера направлена на обеспечение прозрачности и создание равных условий для всех предпринимателей.
«Внедряемые меры направлены на обеспечение прозрачных и равных условий ведения предпринимательской деятельности, что позволит обелить рынок, исключить недобросовестных участников и минимизировать риски ухода в теневой сектор», — пояснили в КГД.
Объем рынка электронной торговли в Казахстане демонстрирует стремительный рост: с 1,6 трлн тенге в 2022 году до 3,2 трлн тенге в 2024 году. Ключевыми игроками рынка являются Kaspi.kz, Wildberries, Halyk Market и другие площадки.
Фото из открытых источников
Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter