Что такое soft skills
Некоторые считают, что в работе важны исключительно рутинные обязанности. Например, оператор call-центра должен знать ответы на все вопросы клиентов, маркетолог разбираться в тенденциях рынка, а эксперт — уметь его анализировать. Однако на само деле важны и другие навыки, которые помогают эффективно работать с другими людьми, их называют soft skills, пишет интернет-издание «БКС Мир инвестиций».
В переводе с английского soft skills — мягкие, или гибкие, навыки. Они, в отличие от прямых рабочих обязанностей, никак не связаны с конкретной сферой деятельности, однако помогают хорошо выполнять свою работу и не менее важны для карьеры.
Сегодня люди практически не работают в одиночку. Они общаются с партнерами, заказчиками, клиентами и коллегами. Умение договариваться, аргументировано доносить свою позицию до окружающих — для этого нужны soft skills. Обладая такими навыками, человек легко ладит с людьми и в итоге уверенно чувствует себя в профессии.
«Обычно под soft skills понимают «умение слушать», «работать в команде» и «не быть токсичным». Все это верно, но поверхностно. Это целый пласт внутренних состояний, врожденных способностей и тонкой настройки восприятия, которые определяют способность гибко переключаться, менять фокус внимания, считывать скрытые сигналы, быть живым в контакте, а не механическим исполнителем», — поясняет профессор ВШЭ, автор книг «Эмоциональный интеллект лидера» и «Стать другим, оставаясь собой» (издательство Альпина Паблишер) Леонид Кроль.
По его словам, не стоит воспринимать мягкие навыки в противопоставлении hard skills, то есть непосредственно профессиональным компетенциям, потому что soft skills — это больше дополнение к знаниям и умениям, которые требуются для конкретной работы.
«Softskills— это не внешний навык, а способность к внутренней подвижности, к переходу от категоричности к дегустации вариантов, к тонкому чувствованию других и самого себя. Более того – это про то, как вы умеете сказать «да» или «нет», и про то, насколько точно улавливаете настроение собеседника, насколько умело регулируете систему личных пауз, как работаете с дистанцией, напряжением», — добавляет он.
Как soft skills помогают в работе
Креативных навыков много. Помимо умения эффективно общаться, к ним также относятся способность нестандартно мыслить, самоорганизация, грамотная работа с информацией (искать ее, анализировать и делать выводы) и стрессоустойчивость.
Такие качества помогают человеку решать проблемы в постоянно меняющихся условиях. Леонид Кроль выделяет пять основных преимуществ обладания soft skills:
• Эмпатия дает возможность «снизить трение» в коммуникации между людьми.
• Интуиция помогает экономить время, поскольку люди, обладающие мягкими навыками, знают, что нужно делать, однако иногда не могут этого объяснить.
• Воображение нужно, чтобы проанализировать сразу несколько сценариев развития той или иной ситуации.
• Любопытство поддерживает интерес к людям и задачам, а также спасает от выгорания.
• Способность видеть процессы ясно и целостно помогает не просто решать задачи, а понимать, для чего они нужны.
А еще у человек с развитыми soft skills доход может быть выше, чем у сотрудников, у которых проблемы с этими навыками.
«Сегодня тонкие настройки в работе ценятся больше грубой эффективности. Человек с развитой эмпатией, с чувствительной интуицией, с умением считывать ситуации и находить язык с разными людьми — гораздо быстрее приходит к результату. Его слушают. Ему доверяют. С ним хотят иметь дело. Он может вести переговоры, не продавливая, управлять командой — без крика, и предлагать нестандартные ходы там, где остальные застревают. Деньги — это следствие доверия, влияния, ясности. А это все — зоны действия мягких сил», — объясняет эксперт.
Как прокачать мягкие навыки
Никакой тест не даст честного ответа на вопрос: все ли у вас хорошо с soft skills? Но эти навыки можно развить самостоятельно. По мнению Леонида Кроля, есть несколько способов это сделать:
• Тренировать эмпатию как мышцу
Речь идет не о том, чтобы просто сочувствовать человеку, а в том, чтобы «реально посмотреть людям в глаза и понять, как им сейчас».
• Осваивать чувственное поле
Мир чувств — не обуза, а инструмент. Учитесь различать оттенки своих состояний. Отмечайте переходы: когда раздражение стало обидой, когда тревога — усталостью.
• Работать с воображением
Воображение можно использовать как инструмент связи с другими людьми. К примеру, попробуйте представить, как определенный человек вел бы себя в той или иной ситуации.
• Заниматься телом
Часто настройка эмпатии идет через телесное подражание. Обратите внимание, как вы двигаетесь в разговоре, чьи движения копируете и с кем синхронизируетесь.
• Пробуждать любопытство
Спрашивайте себя не «зачем мне этот человек», а «какой он и что я в нем еще не увидел?»
Фото из открытых источников
Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter