menu

Статьи

Что происходит с ценами на продукты

1506

Резкое подорожание даже основных продовольственных товаров ощутили абсолютно все казахстанцы. Даже покупки в магазине у дома существенно опустошают наши кошельки. Обещанные правительством меры по сдерживанию инфляции и регулирования цен на основные виды продовольственных товаров ожидаемого ощутимого результата не дают. Разбираемся, что же происходит с ценами.


Объективно - рост цен на продовольствие происходит во всем мире. В апреле ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН) зафиксировала абсолютный рекорд роста индекса цен на продовольствие с момента его введения - с 1990 года. На это есть несколько причин, в числе которых и резкий обрыв всех производственных связей из-за пандемии еще в 2020 году, сокращение урожая в мире из-за засухи в одних странах и слишком обильных дождей в других, и конечно же, война на Украине. Страны-поставщики сельхозпродукции, опасаясь дефицита на внутренних рынках, начали вводить ограничения - Индонезия на экспорт пальмового масла, Индия ограничила экспорт зерна. В Казахстане на данный момент действуют ограничения на экспорт пшеницы и масличных, запрет на экспорт мяса КРС и живого скота.


В последние два месяца ФАО фиксирует снижение индекса продовольственных цен, однако оно слишком незначительно, чтобы существенно повлиять на общемировые тенденции. К примеру, мировые цены на пшеницу в июне упали на 5,7%, однако они превышают прошлогодний показатель на 48,5%. Мировые цены на фуражные зерновые также упали на 4,1%, но остались выше прошлогодних цен на 18,4%.


Ситуация в Казахстане ничем не отличается от общего положения на продовольственных рынках других стран. При этом нам достаточно сложно фиксировать цены и требовать от сельхозпроизводителей снижения цен, поскольку во всем производстве АПК достаточно высока импортная составляющая. Это и сельхозтехника, и запчасти к ней, семена, пестициды, удобрения и даже корма (к примеру, птицеводы импортируют соевый шрот для корма), и даже упаковка продукции. А там, где импорт - всегда есть курсовая разница.


«Дорожает себестоимость всего абсолютно. Если мы говорим о растениеводческой, животноводческой продукции, то дорожает всё - солярка, удобрения, семена, минеральные удобрения, инсектициды, пестициды и так далее. Всё это абсолютно выросло в цене, и очень хорошо выросло, по многим позициям на 70–80%. Помимо этого, есть позиции, которые растут еще и из-за того, что внешние рынки на это играют — это пшеница, подсолнечное масло, сахар, кукуруза, соя, рапс. И осенью нас еще наверняка будет ждать новое потрясение, потому что затраты сейчас все больше и больше, деньги дорожают, и соответственно, растёт и себестоимость, то есть на выходе будет все дороже», - говорит аграрный аналитик Кирилл Павлов.


Помимо внешнего влияния и курсовой разницы, на цены влияет и достаточно сложная цепочка поставок продукции на рынки. У большинства сельхозпроизводителей нет собственной логистики для доставки продукции. Как правило, этим занимаются оптовые поставщики и логистические компании, которые покупают продукцию у сельхозпроизводителей и продают ее оптовым компаниям либо крупным торговым сетям. Единой товаропроводящей сети, которую в Казахстане обещают создать уже несколько лет, до сих пор нет, и посредников с рынка убрать не удается. Особенно остро их присутствие ощущается в секторе животноводства: по данным отраслевых ассоциаций, к стоимости продукции от фермера только по дороге на рынки, продукт дорожает на 30–50%. Добавляем к этому торговые наценки продавца на рынке либо магазина - и получаем удорожание продукции в среднем на 50–70%.


Можно вспомнить, что сегодня сельхозпроизводители получают субсидии от государства на единицу продукции (так называемые товарно-специфические субсидии). Но, к примеру, в птицеводстве госсубсидии покрывают 3–5% себестоимости. Яичные производители неоднократно озвучивали, как формируется цена на яйца в стране. В отпускной цене птицефабрик 78% - это «чистая» производственная себестоимость, куда входят затраты на корма для птиц (52,7%), фонд оплаты труда работникам фабрики (7,9%), ветеринарные препараты (1,76%), расходы на коммунальные услуги - электроэнергию, газ (2,2%), упаковка яиц (4,4%), 6,6% предприятие тратит на административные расходы, 4,4% - на банковские вознаграждения (проще говоря - выплаты по кредитам, поскольку все предприятия работают с привлечением займов), и 10,7% НДС. После выхода с птицефабрики к цене добавляется порядка 4% - доставка яиц в регионы. 13% - затраты на розничную фасовку, 19% - дистрибуция, порядка 20% - уже в самой торговой точке. Суммарно по пути от фабрики до прилавка яйца дорожают на 60%.


Решать эти проблемы правительство обещает. В планы кабмина входит и создание новых сельхозпредприятий в тех сферах, где Казахстану не хватает собственного производства (это молочная продукция, мясопереработка, сахар, яблоки, рыбная продукция и другие). Одновременно планируется сформировать всё-таки национальную товаропроводящую систему, которая в идеале станет единственным посредником между сельхозпроизводителем и торговой сетью. По прогнозам правительства, вся эта работа будет завершена уже в ближайшие годы. Но как повлияет ли даже полная реализация этих планов на конечную стоимость продуктов питания, пока точно сказать невозможно. Хотя бы потому, что планы по сокращению цепочек посредников, и развитию проектов для импортозамещения выстраиваются с завидной регулярностью, однако на конечной стоимости продуктов для потребителей все эти планы пока никак не отражаются.


Арина Горбунова

 

Фото из открытых источников 

0
plusBell

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Акционные предложения

Узнайте, какой банк готов одобрить вам кредит

Оставить заявку!Белая стрелка

Другие новости