menu

Личные финансы

Что делать, если вы «накосячили» на работе

372

Когда мы ошибаемся, тут же возникает страх осуждения и желание, чтобы о провале никто не узнал. Но скрывать проблему — опасная стратегия, которая может стоить репутации. Редакция интернет-издания «Горящая изба» создала инструкцию для тех, кто хочет выйти из ситуации красиво: сохранив нервы, достоинство и работу. 

 

Признайте ошибку

 

Оптимальное решение — рассказать всё честно, без сглаживания углов и как можно скорее. Так вы сведёте к минимуму риск сделать положение ещё хуже. Если ошибка крупная, о вашем промахе и так узнают. Если мелкая — есть шанс, что не заметят. Однако правда может раскрыться, и тогда вы получите репутацию лжеца. Разумно будет опередить коллег и сообщить руководителю о проблеме лично.

 

Принесите извинения

 

Джим Кэмп, автор библии переговорщиков «Сначала скажите „Нет“», уверен: оправдания мешают нам добиться цели при общении. Они автоматически присваивают человеку вину и ставят его в слабую позицию. Показывая эту слабость другому, мы теряем контроль и начинаем принимать неудачные решения. 

 

Альтернатива — извиниться. Если оправдания способны вызвать у руководителя раздражение и гнев, то искренние извинения, наоборот, укрепят отношения. 

 

В книге «Конфликт — это подарок» клинический психолог и эксперт по трансформационной коммуникации Нейт Региер предлагает четырёхступенчатую формулу для извинений:

 

Поделиться чувствами. Что вы испытываете? Стыд, тревогу, злость? Скажите об этом. Прямота вызывает уважение. 

 

Оценить свои действия и их последствия. Так руководитель поймёт, что вы осознаёте ситуацию и извинения не формальность. Сказать «Я прошу прощения, что, возможно, причинила вред» — бессмыслица в понимании шефа. Признать «Я так и не отправила документы, и нам выставили штраф» — подтверждение, что вы отдаёте себе отчёт в своих поступках.

 

Предложить решение проблемы. Идеально, если озвучите несколько вариантов, как можно уладить вопрос. Говорить стоит только о своих действиях и только о тех из них, на которые вы действительно готовы пойти. Пустые обещания могут стать новым пятном на репутации.

 

Дождаться отклика. Попробуйте понять: устраивают ли руководителя озвученные предложения? Ждёт ли он других действий с вашей стороны? Реакция собеседника подскажет, как продолжать разговор.

 

В общих чертах речь может быть такой:

 

«Я злюсь на себя (Ступень 1. Делимся чувствами) из-за того, что разослала документы не тем людям. Теперь информация, которая была коммерческой тайной, известна за пределами компании (Ступень 2. Оцениваем действия и последствия). Мне очень жаль. Я готова лично связаться с каждым, кому отправила бумаги, объяснить ситуацию и попросить удалить полученное сообщение (Ступень 3. Предлагаем решение). Как вы относитесь к такому решению (Ступень 4. Ждём отклика)?»

 

Попросите о помощи

 

Не бойтесь это делать, даже когда уверены, что можете исправить ошибку сами. В психологии известен эффект Бенджамина Франклина, который сводится к простой идее: человек относится к нам лучше, когда он сам делает для нас что-то хорошее, а не мы для него. Это объясняет, почему попросить совет у руководителя или коллег — рабочий способ укрепить отношения. Озвучивая просьбу, вы показываете свою уязвимость, открытость и доверие другому. А собеседник чувствует себя значимым и нужным. Люди остаются людьми даже на работе. 

 

Исправьте ошибку

 

Для каждой проблемы — своё решение, поэтому универсальных рекомендаций здесь нет. Придерживайтесь плана, который согласовали с начальством и коллегами. И будьте готовы вложить в урегулирование вопроса столько энергии, сколько можете. Если проблема решится быстро и с минимальными потерями, ваш профессиональный имидж почти не пострадает.

 

Восстановите репутацию

 

Плохая новость: на это понадобится какое-то время, потому что у людей всё ещё работает память. Хорошая новость: окружающих больше интересуют они сами, так что даже крупный провал не станет темой обсуждений надолго. 

 

Проявите себя с лучшей стороны

 

Помогайте коллегам, беритесь за задачи, которые другие обходят стороной, делайте что-то полезное для команды. Если усилия будут искренними, их оценят. 

 

Отрефлексируйте опыт

 

Это внешне незаметный, но важный этап. Он помогает извлечь пользу из ситуации. Чтобы взять для себя максимум, обдумайте несколько моментов: 

 

Причину провала. Лучшее, что можно сделать в сложном положении — усвоить урок. Найдите, что подтолкнуло вас к ошибке, и примите меры, чтобы не повторить её.

 

Плюсы ситуации. Сформулируйте, что хорошего произошло. Не только для вас, но и для компании. Всегда есть сопутствующие выгоды.

 

Ошибка — это сигнал, что что-то не так: в процессах, коммуникации, управлении. Вы нашли эту уязвимость. Похвалите себя.

 

Фото из открытых источников

0
plusBell

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Узнайте, какой банк готов одобрить вам кредит

Оставить заявку!Белая стрелка

Другие новости