menu

Зачем казахстанские акиматы заняли на бирже 200 млрд тенге

На сайте Казахстанской фондовой биржи в четверг, 25 июня, была опубликована информация о том, что областные акиматы, а также акиматы Алматы, Нур-Султана и Шымкента привлекли в общей сложности 200 млрд тенге, разместив облигации номиналом 1 000 тенге со сроком погашения до 25 мая 2030 года под 6,10% годовых. Наибольшую сумму привлек акимат Туркестанской области - 29,2 млрд тенге, также в первой тройке расположились ВКО - 24,7 млрд тенге и Алматинская область - 16,1 млрд тенге. Наименьшее количество облигаций разместила ЗКО - на сумму 6,1 млрд тенге, пишет Forbes.kz.

«Указанные облигации выпущены в целях финансирования мероприятий, предусмотренных в рамках реализации государственной программы «Дорожная карта занятости на 2020-2021 годы», - говорится в сообщении.

По словам экономиста Олжаса Тулеуова, исходя из информации, которая публично представляется на KASE, нельзя точно указать покупателей размещенных облигаций.
«Система торговли не позволяет это сделать, и это нормально. В целом покупателями местных муниципальных бумаг могут выступать как региональные, так и республиканские юрлица в лице частных и государственных компаний, включая и так называемых институциональных инвесторов - ЕНПФ, ГФСС, ФСМС и так далее», - отметил эксперт.

На вопрос, для чего это было сделано и почему нельзя было привлечь деньги напрямую из республиканского бюджета или Нацфонда, собеседник пояснил, что это объясняется особенностями законодательства. Согласно статье 209 Бюджетного кодекса РК, привлечение заемных средств местными исполнительными органами путем выпуска муниципальных облигаций производится с целью покрытия в небольших объемах дефицита муниципального бюджета или реализации государственных и правительственных программ.

«И в подобных случаях привлечь данным образом финансирование - это намного удобнее и проще, чем направлять запрос в «центр» о необходимости выделения кредита из республиканского бюджета в местный. В свою очередь, из Нацфонда трансферты производятся лишь на уровень республиканского бюджета, но не напрямую в местный бюджет. Учитывая все это, а также значительную зарегулированность процесса привлечения средств из республиканского бюджета, считается, что анализируемый процесс - хорошая альтернатива при нехватке средств в местном бюджете. И, к слову, данный процесс нельзя характеризовать как привлечение инвестиций, которое подразумевает непосредственное участие в акционерном капитале. Здесь речь идет о привлечении заемных средств, то есть о долге», - рассказал Тулеуов.

Возможность выпуска долговых ценных бумаг для привлечения заемных средств местными исполнительными органами в Казахстане - довольно распространенная практика, которая закреплена Бюджетным кодексом в статьях 209-212.

«При этом есть лимит долга, который местный исполнительный орган может привлечь на соответствующий финансовый год, и он устанавливается центральным уполномоченным органом по государственному планированию по согласованию с уполномоченным органом по исполнению бюджета. Объем расходов на погашение и обслуживание долга местного исполнительного органа не должен превышать размер, равный 10% от доходов местного бюджета на соответствующий финансовый год. Также погашение и обслуживание долга местных исполнительных органов осуществляются ими за счет средств, предусмотренных в местных бюджетах, в порядке, определяемом центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета», - сказал собеседник, добавив при этом, что выпуск муниципального долга также является распространенной практикой и во многих странах мира.

«Считается, что любая процентная ставка, по которой была проведена та или и иная сделка, рыночная, так как есть тот, кто готов одолжить под эту ставку, и тот, кто готов занять по ней. Но если ставку в 6% сравнивать с текущим значением базовой ставки Нацбанка (9,5%), которая является ориентиром стоимости тенговой ликвидности в Казахстане, то она заметно ниже. При этом справедливости ради нужно отметить, что в обсуждаемых проспектах о выпуске муниципальных облигаций KASE значатся и ставки на уровне 10%», - напомнил экономист.

С тем, что проведенные сделки являются абсолютно рыночными, согласна и старший аналитик Alpari Анна Бодрова.

«Привлечение финансов через биржу - стандартная практика. Таким образом акиматы ведут публичную деятельность и работают как коммерческий проект. Ставка 6% - это нормальный рыночный показатель. На самом деле больше вопросов было бы, если бы акиматы запросили подобные транши из бюджета и воспользовались бы ими. Тогда можно было бы говорить о совершенной несамостоятельности субъектов и их зависимом положении. Сейчас же все очень понятно, перспективно и правильно», - подчеркнула эксперт.

Аналитик АО «Фридом Финанс» Данияр Оразбаев почеркнул, что облигации местных исполнительных органов (МИО) были размещены в рамках финансирования «Дорожной карты занятости на 2020-2021». Эта программа была принята правительством РК 27 марта 2020 как стимулирующая мера против экономического кризиса, вызванного пандемией коронавируса. Основными целями программы являются: обеспечение занятости и недопущение роста уровня безработицы, создание дополнительных рабочих мест и обеспечение доходов, а также создание условий для развития инфраструктуры населенных пунктов. Все это достигается через проведение ремонта различной степени сложности множества важных объектов и благоустройства населенных пунктов.

«По части финансирования проекта можно отметить следующее. Лимиты финансирования на каждый регион определяются на основе количества создаваемых рабочих мест, средняя стоимость одного места составляет 4 млн тенге. Эти же облигации были размещены согласно последним поправкам в дорожную карту занятности от 25 июня 2020. В дополненном тексте указывается выкуп этих облигаций со стороны НУХ «Байтерек». Причем объем средств на выкуп облигаций может составить до 700 млрд тенге. Учитывая, что 25 июня были выкуплены облигации на сумму 200 млрд тенге, при дальнейшем создании новых рабочих мест можно ожидать дополнительные размещения облигаций МИО на этих условиях в ближайшем будущем. Также беря во внимание точность цифр (ровно 200 млрд тенге в сумме на несколько облигаций), вероятнее всего, деньги будут направляться такими же ровными траншами в 100-200-300 млрд тенге. МИО обязаны предоставлять ежемесячный отчет по расходованию средств, а выплата вознаграждения и погашение долга будет обеспечиваться через средства местных бюджетов», - уточнил аналитик.

Он также добавил, что с размещением этих облигаций запускается практическая реализация дорожной карты занятости.

«Вливание подобных средств в экономику в период рецессии поможет компенсировать просадку расходов частного и внешнего сектора, что должно поддержать экономику и компенсировать просадку ВВП. Учитывая, что значительная часть средств пойдет на прямую поддержку населения (зарплата+подъемные), данная программа позволит поддержать потребительский спрос в стране и снизить количество незанятых, число которых заметно увеличилось», - объяснил Оразбаев.

Фото: kapital.kz
plusBell

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter