Что нужно для развития финтеха в Казахстане
Относительно благоприятных условий для развития финтеха в Казахстане спикеры форума отметили довольно молодое население и высокое проникновение смартфона (до 70%).
Говоря о клиентской инфраструктуре, эксперты считают, что она уже создана в стране. Также достаточно давно работают по финтех-направлениям многие казахстанские банки.
«Однако остается проблема - отсутствие человеческого капитала. Варианта два для глав финтех-компаний - делать все самому или покупать решения и специалистов мирового уровня», - утверждает управляющий директор Accenture Казахстан и Центральная Азия Антон Мусин.
Напомним, уровень цифровой грамотности населения Казахстана в 2019 году достиг 79,6%.
По словам Мусина, для развития финтеха в нашей стране необходимо наличие кадров, доступ к финансированию, открытой регуляторной среды, спроса и инфраструктуры. Он также перечислил основные проблемы для роста финтеха.
«В первую очередь, это сложность независимых компаний в масштабировании, обычно из-за недостаточной клиентской базы. Вторая проблема - видимость компаний на рынке. Так как у стартапов мало денег на пиар и, следовательно, у них низкая узнаваемость на рынке. Зачастую это нишевый бизнес. Следующая проблема - регуляторика и условия, создаваемые нашим законодательством. Не зря появляются «песочницы», помогающие решить эти препоны. Последняя из четырех проблем - финансирование. Правда, на сегодня существуют немало госпрограмм, финансирующих проекты с прочным бизнес-планом. Но некоторые зарубежные инвесторы пока боятся из-за рисков по возвратности вложений заходить на наш финтех-рынок», - рассказал Мусин.
Также эксперты высказали свои мнения на тему, чего не хватает финтех-сектору в Казахстане.
«Однозначно, (не хватает - прим.ред.) экспертизы, но при этом есть относительно неплохая инженерная школа. И развитие финтеха в стране должно происходить через союз с крупными финансовыми игроками, так как среда сейчас очень конкурентная», - сказал Мусин.
Директор по развитию финтеха АФК Константин Пак полагает, что в будущем останутся только те банки, которые будут подстраиваться под клиента, внедряя все больше технологических удобств.
«И в любом случае доминировать будет клиент. Ожидается возникновение тонкой грани между финансовыми услугами, электронной коммерцией и платформами Big Tech. Уверен, что банки станут более мобильными и сервис-ориентированными», - подчеркнул Пак.
Он пояснил, что на сегодня в Казахстане существует два разных финтеха. Первый - банковский, который начал развиваться еще тогда, когда не было слова финтех. Уже не первый год работают банки, внедряющие финтех-услуги. И есть еще независимые компании (платежные системы), на которые распространяется арбитраж.
Причем у нас пока, делится экперт, в отличие от рынка той же Беларуси, нет компаний, нацеленных на рынок Европы. И по вопросам господдержки остаются вопросы, хотя имеется ряд хороших инициатив, например, «Цифровой Казахстан».
Кроме того, по поводу сложностей для развития финтеха в Республике высказался управляющий директор по развитию МФЦА Кайрат Калиев.
«Доступ к венчурному финансированию - самая большая проблема для казахстанского финтеха. Сегодня темой финтеха пока интересуются корпорации, те же банки. Они готовы активно финансировать интересные команды для масштабирования внутри компании. В МФЦА же мы хотим привлечь региональные и мировые фонды. Важно также развивать человеческий капитал. А мы хотим еще и привлекать специалистов со стран СНГ на базе МФЦА. Кроме того, для финтех-направления актуально создание регуляторных песочниц. Хорошие проекты так могут масштабироваться далеко за пределами страны», - заключил он.
Анель Утегенова
Фото: из открытых источников
Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter