Какие шаги предпримет Нацбанк после AQR
Нацбанк РК сегодня опубликовал на своем сайте отчет по итогам последних восьми месяцев по Оценке качества активов (ОКА), другое название - AQR. На основании критерия экономической значимости для банковской системы Республики Казахстан НБ РК отобрал 14 банков для участия в программе.
«Так, за последние три года, объем провизий и собственного капитала банков увеличился на 1 218 млрд тенге, что на фоне снижения проблемных займов привело к росту покрытия резервами и банковским капиталом уровня займов, с просрочкой более 90 дней до 3,8 раза», - указали в пресс-службе регулятора.
Отмечается, что на сегодня у казахстанских банков наблюдается существенный объем свободной ликвидности в размере более 10 трлн тенге, что составляет 37% активов банков. Доходность банковского бизнеса за трехлетний период выросла более чем в два раза.
Позитивные изменения в банковском секторе отмечены и рейтинговыми агентствами, которые в текущем году по определенным казахстанских банков пересмотрели рейтинг в сторону повышения или поставили на позитивный прогноз.
Согласно результатам ОКА, по состоянию на 01.04.2019г., на консолидированном уровне (агрегация результатов всех банков-участников) дефицита капитала не наблюдается; пруденциальные нормативы k1 и k2 выполняются на системном уровне с учётом результатов программы ОКА.
При отборе банки были ранжированы по общему размеру активов, а затем были отобраны те из них, на долю которых приходится наибольший объём активов и кредитных портфелей банковского сектора (соответственно 87% и 90% от этих показателей в целом по системе), что позволило обеспечить репрезентативность выборки включённых в программу банков-участников.
Дальнейшее развитие банковского и финансового надзора по результатам ОКА
По результатам ОКА, ожидается дальнейшее развитие системы надзора. Предполагаемые изменения коснутся широкого перечня критериев и описания их применения, включая количественные пороговые значения:
- Критерии, связанные с финансовым состоянием контрагента, уровнем и динамикой собственного капитала, динамикой чистой прибыли / убытка, выручки, затрат, EBITDA и операционных денежных потоков на основании официальной аудированной финансовой отчётности контрагента или налоговой отчётности;
- Пороги изменения чистой приведённой стоимости (NPV), процентной ставки и детальное описание всех признаков реструктуризации и / или рефинансирования заёмщика (и связанных с заёмщиком сторон), позволяющие определить реструктуризацию / рефинансирование, как вынужденные.
- Предоставление для анализа регулятору расчётов и принятых решений по критериям обесценения, включая документацию по управлению этим процессом и исключениям из него;
- Определение уровней иерархии справедливой стоимости согласно МСФО13, включая перечень правил в отношении минимальной суммы и количества сделок на рынке для признания рынка активным;
-Требования к расчёту поправки на кредитный риск контрагента (CVA);
- Разъяснения относительно применения правил расчёта провизий, например, применения предположений «действующий бизнес» (going-concern) / «ликвидация бизнеса» (gone-concern);
- Требования к регулярному ретроспективному тестированию (backtesting) моделей оценки риска, участвующих в расчёте провизий, на данных за прошлые периоды и требования к частоте и процедурам разработки и валидации моделей, включая требования к документации. Включение 41 результатов расчётов и метрик статистической точности моделей в регуляторную отчётность.
- Повышенное внимание к применению менее консервативных предположений при расчёте провизий, включая (но не ограничиваясь) коэффициенты кредитной конверсии для кредитных линий и прочих внебалансовых обязательств;
- Определение дефолта и мн. др.
Поскольку ОКА главным образом сфокусирована на кредитном и рыночном риске, первоначальное стресс-тестирование может быть ориентировано на эти два риска: по решению регулятора они могут быть дополнены другими подвидами риска.
Результаты надзорного стресс-тестирования будут учитываться в рамках риск-ориентированного надзора.
Результаты процесса надзорной оценки будут интегрированы в другие процессы регулятора, например, они будут использованы в качестве основы для будущих таргетированных инспекций и текущих процессов мониторинга.
Ожидается обновление требований к используемым банками подходам к управлению рисками, например, к риск-аппетиту, андеррайтингу (включая противодействие легализации доходов, полученных преступным путём, и операции с ЛСБОО), используемой стоимости залогового обеспечения и т.д.
Фото: из открытых источников
Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter