Доходность банковского бизнеса в РК упала
«В отличие от МСБ эквайринг можно отнести к растущему сегменту банковского рынка. Для некоторых банков карты являются базовым продуктом при работе с розницей. Проблема в том, что розница - массовый сегмент и банк не может уделять персональное внимание каждому клиенту. Заботиться о клиенте должна система», - говорится в информации.
Как отмечается в издании, с этой целью БВУ стали запускать мобильные приложения, которые покрывают карточный функционал. Другая задача - сделать функционал максимально комфортным для клиента. Бурный рост сегмента привел к тому, что частота запуска карт с улучшающимися опциями во всех банках возросла. Дальше на первое место должно выходить качество продукта. Когда у всех банков одинаковый бюджет и продукты запускаются с одинаковой скоростью, главными становятся сервис и детали.
С другой стороны, БВУ все чаще стали смотреть в сторону цифровизации. Пока что предложения большинства не сильно отличаются друг от друга. Дистанционное обслуживание предлагает клиенту платежи, переводы, управление счетами, сделки с валютой. У всех банков уже есть приложение, которое позволяет взаимодействовать с клиентом посредством переносных устройств.
Банкиры говорят, что высший пилотаж банкинга, когда удается зарабатывать непроцентный доход, минимально связанный с рисками. Однако клиента сюда завлечь сложнее, чем в кредитование. Пассивный обеспеченный клиент имеет счета в нескольких банках. И предложить ему что-то лучшее и альтернативное достаточно трудно. Эксперты, с которыми разговаривал Forbes Kazakhstan, говорят, что большинство БВУ не наращивают скорость в digital-банкинге, поскольку делают ставки на эволюционный рост сегмента, полагая, что революция в деньгах - плохая вещь и несет в себе высокие риски. Пока банки, которые намерены углубляться в этом направлении, отрабатывают транзакционные процессы с крупными клиентами - помогают собирать разветвленный бизнес, проводить расчеты, акцептовать расчеты в подконтрольных компаниях.
Между тем полноценный digital-банкинг вряд ли станет уделом большинства игроков. Продукт связан с глубокой интеграцией технологических платформ клиента и банка, и не всем БВУ интересен.
«В Казахстане есть несколько флагманов этого процесса и остальной сектор, который только начинает подходить к нему. Полностью стать digital-банком - менеджерская задача, над которой надо работать несколько лет. Это технологии, сервисы и защита данных. Нужны «умные» инвестиции в цифровизацию, чтобы показать не только наличие приложений, но и продукты, которые непосредственно отвечают потребностям клиента», - считает директор направления «Финансовые институты и государственные финансы» агентства S&P Global Ratings Ирина Велиева.
Дополнительный вызов для банков в диджитализации - потолок для роста комиссий. Увеличение опций, с одной стороны, дает клиенту повышенный сервис, с другой - заставляет больше платить банку. Вопрос в том, что существует некий уровень комиссий, который может быть переварен рынком. Дальнейшее повышение приведет к недовольству клиентов. Поэтому банки не могут бесконечно наращивать комиссионные доходы. Процентные доходы будут преобладать в среднесрочной перспективе в общей доходной части БВУ, полагает Велиева.
S&P Global Ratings отмечает, что доходность казахстанского банковского бизнеса существенно упала. Если 10-15 лет назад доходность на капитал составляла 15-25%, то сейчас показатель не превышает 10%. Вместе с тем в агентстве считают, что большинство банков находится на стабильном прогнозе и существенных ухудшений не предполагается, так как основная расчистка сектора уже произошла.
Фото: из открытых источников
Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter