О казахстанском инкубаторе стартапов и финтехе
«Jastar Business создан международным фондом Citi и бизнес-инкубатором MOST. Цель программы - обучить молодых специалистов навыкам создания и ведения бизнеса, а также дать возможность выйти на локальный и международный рынки», - проинформировал директор бизнес-инкубатора Алим Хамитов.
По итогам программы будут поддержаны 60 стартап-проектов, созданы 50 рабочих мест, а также обучено азам предпринимательства 1 800 людей. Обучение пройдет на онлайн-платформе most.school, позволив участникам проекта пройти путь от бизнес-идеи до создания и продажи продукта.
Подать заявку на участие в программе можно на сайте http://jastarbusiness.kz. В конце года организаторы проекта при содействии экспертов определят лучшие идеи и опубликуют результаты исследования о вызовах, с которыми молодежь РК сталкивается при развитии своего бизнеса.
Между тем на презентации Jastar Business выступили успешные стартаперы, поделившись своим опытом и дав общие рекомендации участникам программы. Так, представители онлайн-площадки с событиями города «Давай сходим» рассказали, как раскрутили свой проект с двух учредителей, соцсети ВК и нулевым капиталом до многомиллионных ежемесячных доходов и многочисленной команды. А владельцы стартапов BozBala (набор робототехники), Alem Kids и Graduate (живая сказка и живой фотоальбом) рассказали об успешном сотрудничестве с бизнес-инкубатором MOST.
Из профессиональных бизнес-игроков перед участниками мероприятия выступила co-founder и CEO компании Dogovor24 Елена Седых, которая объяснила, как создать ценностное предложение. Также в виде интерактива поделился своими знаниями CEO и co-основатель компании Silkway Ventures Group Алексей Сидоров. Он дал рекомендации по выбору бизнес-ниши и преодолению «долины смерти» стартапа.
Кроме того, А.Сидоров рассказал нам подробнее об интернет-глобализации, перспективах IT и финтех-бизнеса в Казахстане.
Алексей, как выстоять на сегодня отечественным IT-стартапам с высоким потенциалом, но не с такими мощными ресурсами и инструментами как у Amazon, Facebook и Google?
- Перечисленные вами компании больше заинтересованы в тех стартапах, которые находятся в североамериканском регионе и что-то из себя представляют. Пока не вижу в Казахстане профильные проекты, которые могли бы привлечь внимание этих IT-гигантов. На мой взгляд, вообще еще рано беспокоиться на этот счет.
А что мешает нашим людям в век глобализации создать годный и конкурентоспособный IT-продукт?
- То, что у нас есть таланты, и мы можем производить инновационные вещи, это факт. Но надо реалистично смотреть на ту парадигму, в которой мы живем. В РК стартапы, как фишка, появились примерно шесть лет назад. У нас пока нет понимания, как управлять компаниями, привлекать инвестиции и масштабировать их. Мы пока на старте. И наша молодежь - это больше самоучки, которые конкурируют с ребятами из Индии, Китая, США и Европы, то есть, с более развитыми IT-центрами, где более высокая концентрация всех ресурсов. Поэтому у нас существуют госпрограммы по созданию благоприятной среды для развития своих кадров и исключения «утечки мозгов».
Ваша компания стоит у основ финансовых технологий Казахстана. По-вашему, есть ли, где развернуться новичкам в этом бизнес-сегменте?
- Конечно! В любой нише, всегда есть какие-то подниши. И, если компания научится делать какие-то вещи быстрее, дешевле и лучше нас, резонно предположить, что к ней пойдут клиенты. Любой стартап - это решение насущной проблемы. Мы, допустим, решаем потребность в финтехнологиях одним способом, а кто-то может придумать способ эффективнее.
Что предпринимает ваша финтех-компания, чтобы «остаться на плаву»?
- С каждым годом мы придумываем новые удобства для клиентов и не планируем останавливаться. Мы стремимся создавать для конечного потребителя более удобный и качественный продукт. Уточню, что в рамках финансового маркетплейса мы предлагаем услугу подбора и сравнения кредитов, за это физлица не платят нам, мы зарабатываем комиссии от продажи продуктов банков и других кредитных организаций. Также мы сами умеем кредитовать на небольшие суммы, оценивать риски и собирать долги, работаем с той аудиторией, которая не охвачена банковскими услугами.
Сложно ли вам искать кадры для своей отрасли?
- Несколько лет назад, когда мы набирали первых сотрудников, у нас просто не было вариантов. Брали прямо со студенческой скамьи, а ребята уже «росли» в нашей компании. До сих пор, кстати, многие из них работают. Сейчас ситуация немного поменялась, уже есть немало готовых специалистов. И студенты иначе думают. Например, если раньше все хотели идти работать в банк, нефтянку, на госслужбу или в телекоммуникационную компанию, то сейчас у молодежи другие предпочтения. Она целенаправленно выбирает IT-компанию или стартап, где может проще реализоваться. То есть, специалистов стало однозначно больше.
Сколько примерно средств нужно для открытия бизнеса, схожего с вашим?
- Начинали мы десять лет назад, все было иначе. Предполагаю, понадобится 50-100 тыс. долларов для начала, и нужно потом постоянно поддерживать проект: платить людям зарплату, дорабатывать технологии...
Известно, что вы нередко с успехом привлекаете инвесторов в свой бизнес. Как вам это удается?
- Я предлагаю им инвестировать в компанию, у которой есть глобальное видение. Мы верим, что с помощью своих продуктов мы построим международный бизнес, который в будущем можно вывести на IPO. Так, мы привлекаем крупного стратегического инвестора: зарубежные банки или финтех-компании с именем. Для всего этого у нас есть команда с опытом и горящими глазами, также идет постоянное расширение географии присутствия. У нас, к слову, в самом Казахстане небольшой потребительский рынок.
Соответственно, вы нацелены не только на территорию Казахстана?
- Да, мы предлагаем инвестору доступ не только к Центральной Азии, но и к Юго-Востоку. Например, открыли свой филиал во Вьетнаме. И дальше будем расширять географию рынка.
Касательно видения команды, что вы подразумеваете под этим словом?
- Способность компании сейчас думать о том, как можно изменить ситуацию в будущем и занять свое место в нем. Мы следим за тем, как быстро меняется мир. На примере компании prodengi.kz: когда десять лет назад возникла идея по созданию этого стартапа, у нас было видение, что в будущем этот продукт будут востребован. А тогда, Интернет был далеко не в каждом казахстанском доме. Я же понимал, что глобальная сеть изменит ландшафт банковских продуктов и способы их потребления.
Можете ли вы дать прогнозы в этой сфере на ближайшие годы?
- Та же тенденция к IT-развитию, что была тогда, стала просто реальностью. Скоро технологии позволят людям брать кредиты гораздо быстрее и проще, с автоматическим предоставлением большего объема информации о себе через цифровые каналы. Например, мы развиваем мобильные технологии и технологии обработки больших данных, чтобы во Вьетнаме работала скоринг-модель, когда потребитель для быстрого получения решения о кредите, будет давать нам доступ к определенным данным в его мобильном устройстве через наше мобильное приложение. Таким образом, искусственный интеллект будет оперативно собирать и обрабатывать информацию о платежеспособности клиента на основании этих данных.
Значит, скоро мы также услышим, что ваша компания выходит на IPO?
- Любая растущая компания, привлекающая инвестиции, смотрит на IPO, как на один из проверенных бизнес-инструментов. Но для этого, мы намерены нарастить масштаб деятельности, чтобы у нас были миллионы пользователей, а обороты выросли в несколько раз. Для нас это точно не вопрос ближайших двух лет, а более долгосрочная перспектива.
Анель Утегенова
Фото: организаторов мероприятия
Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter