Частные компании стали чаще выплачивать дивиденды в РК
«Изменения коснулись частоты выплат, а также величины процента прибыли, направляемого на дивиденды, что свидетельствует об изменении роли дивидендов в казахстанском бизнесе. И хотя основная масса компаний продолжает накапливать нераспределенную прибыль, налицо серьезные подвижки», - говорится в информации.
Отмечается, что больше всех прибылью с миноритарными акционерами делились крупные компании, прошедшие IPO. Разместив акции среди неограниченного круга лиц, они взяли на себя ответственность делиться прибылью и зафиксировали эту ответственность в корпоративных документах.
Так, национальный трубопроводный оператор «КазТрансОйл», с которого в декабре 2012 началась цепочка «народных» IPO, предложив 10% акций населению, системно работал над дивидендной политикой. В последние три года компания направляла на дивиденды всю чистую прибыль и дополнительные суммы от нераспределенной прибыли прошлых лет. Щедрость во многом объясняется наличием другого, мажоритарного, акционера в лице нацкомпании «КазМунайГаз», являющейся одним из крупнейших налогоплательщиков страны.
Сотовый оператор Kcell провел IPO в декабре 2012, по итогам которого в свободном обращении находятся порядка 23% акций. С тех пор компания нарастила коэффициент дивидендных выплат: с 50% в 2015 до 70% в 2016 и 87% в 2017. Притом, что чистая прибыль за этот период снизилась в 3,5 раза - с 46,6 млрд в 2015 до 13,4 млрд по итогам 2017.
Национальная компания KEGOC после «народного» IPO в конце 2014 года, в результате которого 9,9% акций теперь принадлежат частным инвесторам, до 1 июля 2017 четыре раза выплачивала дивиденды на общую сумму 37,6 млрд тенге. Дивидендная политика разрешает направлять на выплаты до 100% чистого дохода, начиная с минимума в 40%. В 2016 компания направила на дивиденды 50% чистой прибыли, в 2017 - уже 70%.
Национальный телекоммуникационный оператор «Казахтелеком», в котором миноритарии владеют 34% голосующих акций, до определенного момента не отличался дружелюбной дивидендной политикой. Однако и он за последние годы улучшил показатели. Если в 2015 на дивиденды отправились 15% чистого дохода, то в 2016 - 30%, а в 2017 - 71,2 %. Хотя, скорее всего, итоги 2017 года, во-первых, объясняются разговорами о выходе компании на IPO, и текущему акционеру не хочется оставлять много денег на балансе. (Опыт НАК «Казатомпром», дебютанта IPO ноября 2018 года, показал, что, перед тем как предложить инвесторам 15% акций, государство выплатило себе в виде дивидендов по итогам 2017-го аж 97% чистой прибыли.) Во-вторых, это обусловлено потенциальной покупкой «Казахтелекомом» частной Kcell, которая принесет в случае закрытия сделки дополнительный денежный поток.
«Ну и последняя, уже «закатившаяся звезда» отечественных IPO - нацкомпания «Разведка Добыча «КазМунайГаз» после выкупа акций у миноритариев решила не распределять доход за 2017. В бытность публичной компанией с солидным фри-флоатом в 20 % РД КМГ являлась примером для местных компаний, первой превысив порог в 90%», - указывается в сообщении.
Как видно, красивые дивидендные истории напрямую связаны с компаниями, не только генерирующими хорошую прибыль (а в случае с «народными» размещениями - с монополистами), но также имеющими большое количество сторонних акционеров. Для публичных компаний с классической долей акций в свободном обращении как минимум 20 %-ный рост дивидендных выплат при условии стабильного чистого дохода - нормальная корпоративная практика. Величина дивиденда сигнализирует акционерам и потенциальным инвесторам о состоянии бизнеса и формирует их ожидания в отношении его развития.
По данным издания, страховой бизнес становится также достаточно привлекательным в свете гарантированного денежного потока по обязательным видам страхования. К тому же общее страхование оперирует короткими - годовыми - обязательствами перед клиентом, которые в отсутствие страхового события пополняют доходную часть баланса.
Подводя дивидендные итоги 2017 года, можно констатировать следующие тенденции. «Открытые» публичные компании (в основе своей монополисты с предсказуемым денежным потоком) шлифуют дивидендную политику и пользуются выплатами для выстраивания коммуникаций с инвесторами.
Акционеры «закрытых» компаний ставят капитализацию выше собственных интересов в виде изъятия процента чистой прибыли. Однако в отсутствие серьезных инвестиционных проектов все активнее перераспределяют прибыль в виде дивидендов. Росту дивидендов способствует политическая неопределенность, подвигающая владельцев изымать деньги с баланса компаний. Не исключено, что по итогам 2018 можно будет увидеть усиление этих тенденций, заключается в сообщении.
Фото: из открытых источников
Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter