700 млн тенге заплатит Казахтелеком за новую бизнес-стратегию
Большинство пользователей соцсетей осудило объявленные на сайте госзакупок расходы Казахтелекома. Казахстанцы считают такие суммы необоснованными.
«Тендер состоится на следующей неделе 18 января. Внимательно изучили техническую специализацию и поэтому предполагаем, что тендер выиграет российский офис консалтинговой компании Boston Consulting Group (BCG). Почему? Смотрите сами:
- Нужно наличие 8 тыс. сотрудников по всему миру. Зачем? Много ли компаний в Казахстане, где работают 8 тыс. работников? Почти нет. При этом саму стратегию будут писать по требованиям спецификации «не менее восьми сотрудников с опытом внедрения цифровых медиа и телекоммуникаций в Европе, Японии, США и СНГ». У ВСG как раз больше 8 тыс. сотрудников по всему миру;
- Техническая спецификация требует наличие офисов в РК и РФ, в которых суммарно работают не менее 12 партнеров. Почему в РФ и почему 12? У ВСG как раз 12 партнеров в России;
- Написано, что «потенциальный поставщик должен иметь пять лет опыта успешной разработки и поддержки имплементации стратегий и крупных проектов по стратегическому консалтингу (более 1500 человеко-часов) для телекоммуникационных операторов в РК, а также в России и в мире». По нашим данным, BCG давно сотрудничает с АО «Казахтелеком», - указали блогеры в Facebook.
В свою очередь экономист Олжас Худайбергенов проанализировал подобную графу заложенных расходов со стороны Казахтелекома.
«700 млн тенге, а за вычетом НДС в долларах, будет около 1,7 млн долларов. Смотрится как достаточно крупная сумма, но на самом деле это средняя цена для таких проектов. На разработку стратегических документов зарубежные консультанты ставят цены в пределах 1,5-3 млн тенге. Это дорого, но куда дешевле услуг иностранных юристов при решении международных вопросов или инвестиционных банков, сопровождающих IPO.
Теперь давайте посмотрим на всю ситуацию в целом. Когда появляется необходимость в разработке стратегий у крупной компании, то у нее есть три варианта:
- Разработать самим краткую стратегию за две-три недели на пяти-семи страницах без привлечения консультанта. Это уместно в случае, когда компания настолько монолитна и профессиональна, что каждый ее участок действует так, что достаточно краткого документа, где указаны общие цели и направления. Ну и плюс, законодательство позволяет самодеятельность. Естественно, ни первого, ни второго нет, когда касается компании, где есть доля государства, и это не только в Казахстане;
- Второй вариант предполагает разработку детальной стратегии (как того требует законодательство), для чего из состава сотрудников формирует группа, которая временно на три-пять месяцев отрывается от действующих задач и пишет стратегию. Эти сотрудники будут покупать различные аналитические документы, статданные, привлекать внешних экспертов, пытаться создавать атмосферу консалтинговой компании, ну и главное, у совдира и акционеров есть полное доверие к правлению компании. Однако на практике консалтинговую атмосферу создать трудно, нанимать иностранных экспертов, покупать статданные - это попытка создать собственное СТО для ремонта машины. Отвлечение сотрудников вызывает оголение на их участках, куда надо привести других людей, а потом после разработки стратегии надо обратно вернуть отвлеченных сотрудников - что создает кучу ненужных кадровых действий и проблем. И наконец, редко есть ситуации, где имеется полное доверие от акционеров, а потому правление обычно склонно нанимать консультантов, чтобы объективизировать стратегию, мол, «не мы туда запихали хотелки, а так считают консультанты, и мы с ними согласны»;
- В третьем варианте нанимается консультант, который уже отрабатывает с правлением и прочими сотрудниками без отвлечения их от основной работы», - отмечает экономист.
Дальше, как он утверждает, идет выбор (кейс развивающихся стран), кого нанимать - местных или зарубежных консультантов. Если компания очень крупная, то, скорее всего, цена стратегии будет больше 1 млн долларов, и консультант будет зарубежный. Обычно он представлен юридически как филиал или представительство. И на конкурс подает большая тройка (BCG, McKinsey, Bayn&Company). Если цена меньше 1 млн долларов, то большая тройка не придет. Зато открывается дорога для большой четверки (PWC, EY, KPMG, Deloitte) и местных консультантов. Если цена меньше 300-500 тыс. долларов, то высока вероятность, что проект предназначен исключительно для местных консультантов.
Интересно, что большая четверка юридически представлена как местное ТОО, но зачастую они идут в консорциуме с головной структурой, что формально дает им выигрыш в сравнении с местными консультантами, хотя по факту могут быть задействованы в основном сотрудники только местного офиса», - подчеркнул О.Худайбергенов.
При этом он не исключает еще один нюанс - когда речь идет о местном консультанте, то начинаются «казахские доносы».
«Это национальная игра, которая предполагает написание доносов и распространение слухов, что вот-де такой-то получил взятку от такой-то компании, а потому дал им контракт. Справедливости ради могу сказать, что большая часть казахстанских компаний так или иначе аффилированы с разными ФПГ», - уточняет эксперт.
Также он упоминает квалификацию.
«В истории с Казахтелекомом, видимо, руководство сделало ставку на привлечение иностранных консультантов. Требования однозначно отсекают местных консультантов, в том числе CSI. Но на них претендуют минимум пять иностранных компаний (большая тройка и две компании большой четверки)... В целом, посмотрим, какая будет новая стратегия Казахтелекома. За последние два года компания выкупила аж три сотовые фирмы, заявилась на 5G, пытается выстрелить через финтех и BigData. Желаю, кто бы ни выиграл проект, чтобы получилась хорошая стратегия!», - заключил О.Худайбергенов.
Фото: informburo.kz
Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter