prodengi.kz

Соответствует ли цена Интернета качеству в Казахстане?

Интернет-провайдеры по собственной инициативе планируют понизить цены. С чем связано это похвальное намерение, непонятно. Какими будут потери реальных доходов провайдеров, если они понизят цены? За счет чего они будут покрывать затраты на закупку оборудования? Какова на сегодня маржинальность их бизнеса, если они не опасаются ее падения при снижении прежних цен, ведь рынок фактически не растет уже несколько лет?

Часть ответов на эти вопросы дают пользователи Глобальной сети. Они говорят о навязываемом объеме трафика, невыдерживаемой скорости Интернета и других «маленьких хитростях» операторов.

Операторы сотовой связи самостоятельно решили снизить цены на Интернет и, по словам вице-министра информации и коммуникаций РК Дарына Туякова, выступили с инициативой ввести социальные тарифы для социально уязвимого населения и снизить тарифы в целом для абонентов.
Тарифы в разной степени будут снижены с 1 января 2019 года. Уровень снижения от нынешних цен будет у разных провайдеров разным. Скорость доступа в Сеть будет расти, потому что в этом заинтересованы сами операторы связи, заявил недавно и министр информации и коммуникаций Даурен Абаев.

Он отметил, что с начала действия Интернета в Казахстане общая тарифная сумма на Сеть упала в 100 раз, но потребление Интернета возросло. При этом, объем рынка министр не назвал, но озвучил планы провайдеров.
Казахтелеком с 1 января 2019 года вводит тарифный план, абонентская плата по которому составит 3499 тенге, что на 5% ниже по сравнению с предыдущим тарифом. Он включает в себя 10 Мбит Интернета, бесплатную телефонную связь и безлимитные звонки по Казахстану и на номера сотовых операторов Алтел и Теле2.

Однако пользователи говорят, что интернет-провайдер не обеспечивает заявляемого качества услуг.
«Сейчас я плачу Казахтелекому за Интернет ежемесячно 3830 тенге. Я покупаю у компании только Интернет. Его скорость - в два-три раза ниже заявленной, несколько раз проверяли на специальных сайтах. При этом, я не качаю фильмы в Интернете, все останавливается на серфинге сайтов, соцсетей, обмене сообщений в мессенджерах. Стационарного городского телефона у меня давно нет, хотя счета за него до сих пор иногда приходят», - отметил по этому поводу наш источник.

Затраты на Интернет состоят из расходов на подключение и расходов на оплату услуг связи. Компания Казтранском, по словам Д.Туякова, на подключение абонентов делает снижение до 50%, 10%-ную скидку на абонентскую плату и примерно 15% - на Интернет. Транстелеком предложил снижение порядка 5% для ветеранов Великой Отечественной войны и отмечает, что у компании - очень низкие тарифы на данный момент: по сельской связи - 529 тенге, для городских жителей - 797 тенге. КаР-Тел представила новую линейку тарифных планов: социальный, социальный плюс и тарифный план для учителей. Снижение цены на услуги связи ожидается на 50%.

Kcell также, по сообщениям СМИ, предложил новый тарифный план - «Комфорт XS+». Компания на 50% снижает тариф, который, с учетом ежемесячной абонентской платы, будет составлять 1390 тенге, до этого было 2590 тенге.
У этого провайдера, как и у Казахтелекома, тоже, похоже, есть «резерв экономии» - избыточный платный трафик.
«Я покупаю у Kcell тарифный план «Алга-1» за 2290 тенге в месяц. При этом, не выбираю ни интернет-трафик, ни звонки, ни количество sms. Пробовала договорится по цене за меньший трафик - говорят, что нет такого плана. Этим летом, когда прилетела в Испанию, Kcell выслал несколько sms с предложением тарифов за Интернет в этой стране. Заплатила 8 тыс. тенге и ничего не получила, еще и должна осталась. По приезду, в отделении мне сказали, что 8 тыс. тенге может стоит одна какая-нибудь картинка. Зачем же предлагать такую «услугу?», - вопрошает другой наш источник.

Информацию о снижении тарифов не предоставили компании Алтел и Теле2. Предложения от них в министерстве планируют получить в ближайшее время.

На деятельность операторов влияет экономическая ситуация: инфляция, рост затрат на оборудование, контент, увеличение инвестиционных расходов на модернизацию сетей, и, чтобы продолжать оказывать качественные услуги, операторы обычно пересматривают стоимость услуг в сторону повышения.

В нынешней конкурентной ситуации на рынке операторы могут учитывать интересы клиентов, особенно, если будут снижены цены на интернет-канал для операторов мобильной и фиксированной связи и провайдеров, как это сделали в августе 2018 года в соседнем Узбекистане, где «Узбектелеком» снизил цену на интернет-канал на 31%.

Кроме того, государство может изменить правила маршрутизации интернет-трафика и контроль его соблюдения.

Людмила Валентинова
Фото: из открытых источников
plusBell

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter