В каких случаях возможно получить жилье от государства?
Поводом для написания статьи послужил пост за 30 ноября одной из пользовательниц социальной сети Facebook.
«Недавно меня посетила мысль встать в очередь на получение жилья от государства. Только не смейтесь, пожалуйста. Я ведь гражданка РК, отчисляю пенсионные - почему бы нет?! После посещения сайта «Электронное правительство РК», я обнаружила, что встать на очередь смогу при условии беременности. Не ранее, чем с 22 недель. На одного человека положено 15 кв.м. Это же мизер. А я думала, что каждый может. Сомневалась, конечно, что жилье скоро дадут, и это не будет комната в общежитии. Друзья! Кто и что знает по данному вопросу? Может у кого-то опыт есть?», - обратилась девушка.
Не секрет, что сегодня таким вопросом задается не только автор поста, но и многие сотни тысяч соотечественников. Причем, часть из них неправильно трактует пояснения чиновников, которые занимаются данным вопросом, другая - недостаточно образована, чтобы понять эти самые пояснения, третья, куда, видимо, входит и автор поста, проявляет интерес к теме, когда подходит время.
Кому и почему
Эксперты в сфере недвижимости четко описывают круг лиц, которому государство обязалось помогать с жильем, и он одинаков у всех.
«Начнем с того, что получение «жилья от государства» - это социальная программа, по которой гражданам РК предоставляются квартиры из коммунального или частного жилищного фонда. Программа распространяется на определенные категории граждан согласно ограниченному перечню. Это инвалиды и участники Великой Отечественной войны (ВОВ), социально уязвимые слои населения, лица, чье единственное жилье признано аварийным, а также госслужащие и «бюджетники», военнослужащие, космонавты и лица, занимающие государственные выборные должности», - информирует управляющий партнер юридической компании LZ & Partners Group Лейла Зульфугарова.
По последним данным в Астане в очереди на жилье стоят 48 834 человека, в Актюбинской области - почти 38 тыс. человек, на 1 марта 2018 года в Алматы - 20 827 человек, и т.д.
В целом по Казахстану - 450 тыс. человек.
«В очереди в акиматах стоят 450 тыс. человек. В очереди на получение десяти соток земли стоят 1,3 млн человек. С одной стороны, как государство начало массово строить, у нас очереди на получение жилья тоже везде выросли. Из 450 тыс. человек примерно 25-30% - это бюджетники, государственные служащие - врачи, учителя. Еще 25-30% - это социально уязвимые слои населения. То есть инвалиды, пенсионеры, многодетные семьи», - сообщил в начале октября 2017 года в ходе брифинга в Астане на тему реализации программы «Нұрлы жер» председатель комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства МИР РК Мархабат Жайымбетов.
Поэтому, продолжает Л. Зульфугарова, получить государственное жилье только по факту гражданства РК, то есть «любому» гражданину, не получится.
7-20-25
Когда во второй половине 2018 года власти запускали жилищную программу «7-20-25», предполагалось, что она значительно расширит число получателей жилья и создаст для них привлекательные и удобные условия. Причем, основным преимуществом программы, и это более чем очевидно, считалось удешевление долгосрочной ипотеки.
Суть этой программы раскрывает управляющий партнер юридической компании LZ & Partners Group.
«Если говорить об участниках этой («7-20-25» - ред.) программы, то речь не идет об ограничениях, скорее о необходимых требованиях к участнику: наличие официального дохода и отсутствие жилья на праве собственности», - поясняет Л. Зульфугарова.
По этой программе, продолжает она, участник должен не только получить, но и вернуть своевременно и в полном объеме сумму полученного кредита, поэтому он должен иметь соответствующий доход.
«Условия программы считаются социальными и льготными, поэтому ее нельзя использовать в коммерческих целях, например, покупка квартиры для сдачи в аренду или перепродажи. Исходя из этого, участник не должен иметь недвижимость в собственности - должен в ней нуждаться», - подчеркивает эксперт.
В том, что условия по программе «7-20-25» на самом деле социальные, подтверждает и вице-министр по инвестициям и развитию РК Кайырбек Ускенбаев в интервью Рrimeminister.kz.
«Целью программы «7-20-25» является предоставление населению ипотеки под низкий процент на покупку жилья в новостройках. Это механизм дешевых ресурсов и каждый работающий сможет купить квартиру в кредит. Основные ее условия: ставка вознаграждения по кредиту снижена до 7% в год, первоначальный взнос составляет не более 20%, а для снижения нагрузки по оплате ежемесячного платежа срок кредита продлен до 25 лет», - перечислил он.
Правда, имеются и ограничения. Так, управляющий партнер юридической компании LZ & Partners Group уточняет, что, например, для Алматы и Астаны - до 25 млн тенге.
«Программа разработана для людей с невысоким уровнем достатка для покупки жилья приблизительно до 65 тыс. долларов США. Те, кто хочет купить более дорогое жилье, должны рассчитывать на собственные средства. Ну, или попробовать решить свой жилищный вопрос в рамках государственной программы жилищного строительства «Нұрлы жер», - поясняет эксперт.
Новое - это хорошо забытое старое?
Государство не один раз пыталось решить проблему жилья для малообеспеченных граждан. Когда в 2003 году по решению правительства РК был создан АО «Жилищный строительный сберегательный банк Казахстана», казалось, что благодаря жилстройсбережениям строительство жилья активизируется и долгожданные квадратные метры нуждающиеся получат.
По словам Л. Зульфугаровой, «за годы своего существования накопительная программа «Жилстройсбербанка» не решила жилищные вопросы казахстанцев в массовом порядке. Многие граждане открывали накопительные счета, но не все смогли купить квартиры по этой программе».
Это только в чисто обывательском восприятии программа была проста и понятна. Вложи, к примеру, 3 тыс. долларов США, накопи еще 3 тыс. долларов США, в результате под 5% годовых получишь 6 тыс. долларов США. На самом деле - это слишком примитивный взгляд на условия программы.
В частности, процедурные вопросы оказались настолько запутанными и сложными, что весьма существенно усложнили жизнь заемщиков.
«Эффективность любой программы можно оценивать только по ее реальным результатам. Например, немногие продавцы соглашались на условия проведения расчетов после регистрации договора купли-продажи и регистрации залога в банке», - уточняет управляющий партнер юридической компании LZ & Partners Group.
Ведь иногда этот срок, продолжила эксперт, может занять не одну неделю после заключения договора купли-продажи.
«Отсутствие условия индексации стоимости на случаи резкой девальвации - это очень высокие риски для продавца в нашей экономической ситуации. Или кого-то не устраивает тот факт, что участнику программы выдают кредит и начисляют проценты на всю сумму покупки, включая и его собственные накопления в «жилстройсбережениях», - поясняет Л. Зульфугарова.
Пессимист - это поумневший оптимист
Исходя из всего вышесказанного, сложно остаться оптимистом. Поумневшим - да, но не оптимистом.
В общем, отмечает управляющий партнер юридической компании LZ & Partners Group, если бы прежние программы «Жилстройсбербанка» были бы эффективными и доступными всем гражданам, то не нужно было бы вводить программу «7-20-25».
«Хотя с нашими рыночными ценами на недвижимость и реальными доходами основной части населения, любая программа кредитования покупки жилья станет кабалой для семьи на ближайшие 20-25 лет», - констатирует Л. Зульфугарова.
Теперь немного остановимся на реальных доходах населения. Так, в конце августа в СМИ распространили следующее заявление акима Алматы Бауыржана Байбека: «...средняя зарплата по городу составляет 205 тыс. тенге - это выше республиканского показателя на 26%...» Но это данные департамента статистики г. Алматы, согласно которым среднемесячная заработная плата за II квартал 2018 года в Алматы составила 204 740 тенге.
Но ведь есть и медианная (отражающая заработок именно среднего гражданина) зарплата, согласно которой по итогам 2017 года в Алматы составляла 112 811,74 тенге. А та же самая медианная зарплата по республике равна примерно 87 677,825 тенге.
При таком среднем заработке среднего гражданина, вынуждены согласиться с экспертом, любая программа кредитования покупки жилья, станет кабалой для любой средней семьи.
И напоследок, можно привести пример, как государство «сортирует» очередников по программе оралманов (соотечественников из-за рубежа, которые возвратились на историческую родину - ред.) В одном из казахстанских СМИ опубликовали рассказ Саеры Мислимовой из Узбекистана, этнической казашки, которая 15 лет назад приехала по оралманской программе в Казахстан. В первый раз ее лишили права на очередь из-за того, что начальник паспортного стола г. Капшагая прописал ее в несуществующем доме, а во второй раз, уже в Алматы, из-за того, что ее сократили с государственной службы.
И таких случаев, когда речь идет о программе «жилстройсбережений», «Нурлы жер» или «7-20-25», более чем достаточно.
Артем Новиков
Фото: из открытых источников
Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter