menu

Бой с тенью. Введение лимита на снятие наличных посеет в обществе панику

Эксперты поделились с Kursiv.kz мнениями о том, чем это может грозить населению и банкам. Техническая неготовность, криминализация денег, паника населения и поводы для большего ухода в тень бизнеса - вот основные подводные камни подобных мер по борьбе с теневым оборотом. Минфин и регулятор потеряли контроль над фискальной ситуацией в стране, предположили аналитики. 

Инициативу впервые на прошлой неделе представил заместитель руководителя управления профилактической работы и контроля Комитета государственных доходов Министерства финансов РК Абзал Байманов.

«Ключевой мерой по противодействию лжепредпринимательству является сокращение наличного оборота. По данным Национального банка, за 12 месяцев 2013 года сумма обналиченных средств юрлицами в банках второго уровня составляла 183 млрд тенге, а в 2014 году уже 195 млрд тенге», - сообщил г-н Байманов.

Он отметил, что действующее законодательство "позволяет беспрепятственно обналичивать неограниченные суммы денег с расчетного счета".

"Законодательством Казахстана предусмотрено снижение допустимой суммы наличных взаиморасчетов между юридическими лицами с 4 тыс. до 1 тыс. МРП (1 МРП равен 1982 тенге -«Къ»). Это порядка 1,5 млн тенге. Эта мера является недостаточно эффективной, так как в законе не установлено ограничение по суммам обналичивания. То есть фирмы-однодневки могут, как и прежде, беспрепятственно снимать со счетов неограниченные суммы наличных денег. Для изменения сложившейся ситуации предлагаем законодательно наложить запрет на проведение наличных операций между юридическими лицами и ограничить сумму, разрешенную к снятию со счетного счета. Для физических лиц не более 3 тыс. МРП, для юридических лиц не более 10 тыс. МРП в месяц. Аналогичные меры предпринимаются странами Евразийского экономического союза, и они поэтапно движутся к сокращению наличного оборота", - заявил А.Байманов.

"Введение ограничения на взаиморасчеты наличными пресечет возможность легализации доходов, полученных незаконным путем, и не позволит выводить деньги в теневой оборот, также будет способствовать увеличению налоговых поступлений, снижению уровня коррупции, поскольку будет подорвана основа для дачи взятки и хищения средств", - отметил Байманов.

Что касается соблюдения прав физических и юридических лиц, представитель комитета отрапортовал, что «текущее состояние банковской системы позволяет приобрести основную часть товаров за безналичный расчет».

Помимо этого, в комитете предлагают ввести уголовную ответственность за перевод денег на счета нерезидентов с использованием подложных документов.

Спешки не будет

Тем временем заместитель председателя правления Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Юлия Якупбаева на Астанинском экономическом форуме в пятницу сообщила, что введение лимита на снятие наличности будет вводиться не раньше 2016 года.

«Мы связались с представителями комитета госдоходов и министерства финансов и выяснили, что это был плановый брифинг. Комитет ничего не ограничивал, они пока озвучили свои предложения. Процесс находится на стадии обсуждения в рамках рабочей группы не первый год», - пояснила она.

По словам зампредседателя правления НПП, ограничения не будут вводиться в этом году. «У нас есть обоснование со стороны ряда госорганов, которые выступают против этого. Также есть предложения, что ограничения будут вводиться постепенно. Мы видим, что до сих пор нет никакой готовности, меры неоднократно переносились. Государственные органы слышат и понимают, что сразу такие вещи вносить нельзя, нужно обсуждать с населением, с предпринимателями, банковским сообществом и Национальной палатой», - отметила госпожа Якупбаева.

Так, НПП «Атамекен» не давала согласия на внесения ограничений на снятия наличностей. Для того чтобы полноценно заработал лимит на снятие наличности, необходимо протестировать готовность платежных систем, действующих в стране, отметила спикер.

Инфантильный безнал

Старший аналитик «Альпари» Анна Бодрова отметила, что вероятность того, что объемы теневого сектора вырастут в разы, очень велика. Она заявила, что обычно введение ограничений на обналичивание средств означает, что регулятор и Минфин потеряли контроль над фискальной ситуацией в стране и теперь пытаются любыми жесткими рамках привести систему в более-менее работоспособное состояние: «Это далеко не самый оптимистичный сигнал относительно состояния экономики РК».

Помимо этого основным аргументом «против» из приведенных аналитиками, оказалась недоразвитость отечественного рынка безналичных платежей.

Экономический аналитик Алмас Чукин считает, с практической точки зрения реализация предложенной меры как раз создаст огромный новый пласт потенциальной теневой экономики, нежели поборет её.

«Посмотрим по цифрам, как эта мера может работать с физлицами, которым будет дозволяться снять со счёта не более 3 тыс. МРП или в переводе на простой язык - около 6 млн. тенге или $32 тыс. по сегодняшнему курсу. Первый вопрос: для кого это ограничение? Абсолютное большинство населения Казахстана такие деньги видит несколько раз в жизни - на свадьбу, на покупку машины (некоторые) или на покупку жилья. И большинство наших граждан верят в наличные не потому, что они не понимают удобство карточек. Всё они понимают и как раз поэтому предпочитают наличные, так как на базарах, барахолках, с рук...цены более выгодные, чем в «окультуренных» местах. Те, кто снимает со своего счета больше 6 млн. тенге в месяц, наверное, не испытают больших трудностей при желании снять и больше, вариантов для этого много», - полагает господин Чукин.

Помимо этого волнения вызывает отсутствие единой платежной системы, так как у населения счета в разных банках и в разных валютах.

Значительно пострадают банки, так как им придётся нести большие лишние расходы по учёту количества выданной наличности пофамильно и по каждой компании.

Председатель правления BRB INVEST Галим Хусаинов провел аналогию с попыткой обязать все розничные сети иметь POS-терминалы, когда к такой инициативе в Казахстане оказались не готовы: «Поэтому в первую очередь необходимо обеспечить возможность проведения безналичных расчетов, потом уже внедрять систему безналичных расчетов и только после этого рассматривать возможность ограничений по снятию наличности»,- отметил эксперт. Однако при всестороннем и правильном рассмотрении инициативы, что маловероятно, такая инициатива пройдет, уверен г-н Хусаинов.

Преступление без наказания

Вопросы у Алмаса Чукина вызвали меры пресечения в случае превышения лимита.

«Есть два способа - штрафовать или уголовное наказание и конфискация. Наверное, мы не дойдём до массовых судов над гражданами, перепутавшими числа и разницу между «наличными» и «безналичными».

Значит, остаётся только вариант с административным наказанием, как за нарушение дорожных правил. Ну, анекдот прямо, за 20 МРП «перебора» получите 1 МРП штрафа, а если сильно превысили, на 1000 МРП - то можно и 30 МРП штрафа. Ничего кроме раздражения граждан такое усердство налоговиков не вызовет. Не говоря уже о том, как это сформулировать в форме изменений к кодексу «Об административных правонарушениях».

Ну, может с юрлицами лучше получится? Сомневаюсь: компании за 25 лет независимости придумали 250 способов вытащить деньги на разные нужды, в том числе и на нехорошие. С новыми ограничениями придумают ещё парочку.

Что касается ограничений на работу с нерезидентами, эксперт отметил:

«Почему именно операция с нерезидентами сразу тянет на тюрьму? У нас достаточно много налоговых уклонистов и крайне редко уголовный кодекс к ним применяется. А тут достаточно одной операции и уже срок. А что такое подложные документы? В целом, понятно, речь идет об отправке денег за рубеж за «воздух» и получение налом денег здесь за минусом комиссии. Но за одной операцией с «воздухом» стоят тысячи и десятки тысяч нормальных бизнес сторий. Заключили контракт с Могилёвом, оплатили аванс, фирма пропала. Всё - можно под подложный контракт подвести и посадить». Негативные последствия борьбы с наличным оборотом многочисленны, но основа у них одна - административная "криминализация" денег, когда вместо борьбы с нарушителями, все объявляются заведомо подзреваемыми и на всех налагаются ограничения», - резюмировал эксперт.

Обнальщики пойдут в гору

Как считает г-н Чукин, нововведение - ещё один административный барьер, который ухудшит деловой климат в стране и с точки зрения "Doing Business" вряд ли поможет Казахстану продвинуться в рейтингах.

«Гораздо важнее то, что с этим правом заглядывать в кошелек, у контролёров появляется ещё один повод прийти к кому угодно. Ко всем, конечно, прийти не удастся, но страшно будет всем, поскольку любое снятие наличных будет восприниматься уже как событие, поэтому любой грамотный начальник отложит в сейф денег для спокойствия и поручит своим искать обнальщиков, но ни при каких обстоятельствах не снимать большие суммы прямо. Таким образом, эта мера не уничтожит обнальщиков, а только подтолкнёт бизнес в их сторону», - заявил эксперт.

Он также оценил вероятность принятия данной меры: «Будет эта мера принята или нет, трудно предугадать, но одно понятно, если всё-таки будет, то НПП и профессиональные ассоциации реально не имеют никакого влияния на действия правительства».

Keep Calm and Carry On

Председатель Национального фонда развития финансовых услуг, юрист Михаил Кленчин опасается, что такими темпами в стране может быть демотивирована огромная часть легальной экономики. Эксперт отметил: «Следует понимать, что в Казахстане очень плохо развита система безналичных платежей, в отличие от других стран, где подобные требования вводились в то время, когда инфраструктура и финансовая культура позволяли осуществлять почти любую деятельность с минимальным использованием наличных денег. Однако в наших условиях, есть огромная вероятность, что под эгидой борьбы с преступностью, будет уничтожена не только криминальная, но и огромная часть легальной экономики, причем в гораздо большей степени».

По мнению г-на Кленчина, на данном этапе нужны не запретительные, а стимулирующие меры, чтобы предприниматели сами были заинтересованы в том, чтобы работать легально и использовать безналичный расчет.

Как отметил эксперт, на сегодняшний день в Казахстане нет благоприятных условий для развития платежных систем и безналичных платежей, в первую очередь из-за несовершенства законодательной базы:

«Огромное количество правил и инструкций Нацбанка остаются действующими, они устарели, утратили актуальность и препятствуют развитию новых технологий, которые, в свою очередь, обеспечат прозрачность и увеличат налоговые поступления. Необходимо провести инвентаризацию и исключить из законодательства ряд требований к банкам, предпринимателям, физическим лицам, которые мешают увеличивать долю безналичных платежей»,- отметил спикер.

«Введение запретительных мер приведет к панике, утрате доверия к банкам, оттоку депозитов и в конечном счете, большинство граждан будут стремиться иметь при себе и использовать именно наличные деньги во всех взаиморасчетах, вместо того, чтобы хранить их в банках, опасаясь того, что они не смогут ни получить их в нужный момент, ни осуществить платеж по безналу, потому что другие тоже будут просить наличные деньги».

Галим Хусаинов и Алмас Чукин также отметили, что возможен психологический эффект от реформ.

Автор: Диана БАЙДАУЛЕТОВА 

 

plusBell

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Акционные предложения

Узнайте, какой банк готов одобрить вам кредит

Оставить заявку!Белая стрелка

Другие новости