menu

Что будет с Altyn-i после покупки CITIC Bank ?

Летом этого года китайский CITIC Bank подписал соглашение о покупке 60% акций Алтын банка, Халык сохранил у себя 40%-ную долю этого небольшого игрока. Видимо, инвесторы из Китая пытаются таким образом прощупать финансовый сектор Казахстана и получить возможность предлагать китайским компаниям банковские услуги. Но у Алтын банка есть и запущенное в прошлом году цифровое направление бизнеса - Altyn-i. Глава банка Аскар Смагулов рассказал в интервью prodengi.kz о ситуации на рынке, цифровом банке и криптовалютах.

- Аскар Сагидоллаевич, прошло почти полтора года, как на рынке Казахстана появился цифровой банк Altyn-i? Каких результатов удалось достичь за это время?

- Если 2016-й был годом запуска ИТ-проекта и нашего дебюта на рынке, то 2017-й - это работа полноценного бизнес-направления цифровой розницы. Отмечу, что в уходящем году мы полностью переработали мобильное приложение Altyn-i, сделали возможным процесс регистрации с мобильного телефона и с III квартала вышли на «промышленные» объемы регистрации новых клиентов и выдачи беззалоговых кредитов. К концу года, по нашим подсчетам, количество клиентов вырастет почти в 3 раза по сравнению с началом, а каждый второй кредит в розничном банке будет выдан из сервиса Altyn-i.

- Сколько доходов сегодня приносит цифровой и традиционный банк?

- Для Алтын банка проект по созданию Altyn-i заключался не только в том, чтобы получать больше доходов. Наш бизнес-кейс строился на предположении, что спустя 2-3 года после запуска Altyn-i треть клиентов розничного банка смогут приходить из цифрового пространства, а не из физических отделений, где стоимость привлечения и обслуживания одного клиента по сравнению с Altyn-i примерно в 3-4 раза выше. Уже сейчас ясно, что эта цель будет достигнута гораздо раньше.
Так как в Казахстане мы - пионеры такой бизнес-модели, то вынуждены сравнивать себя с цифровыми банками по всему миру, для того чтобы понимать, насколько мы эффективны. На сегодня по стоимости привлечения одного клиента Altyn-i перевыполняет глобальный «норматив» в 4-5 раз!

- Многие эксперты довольно скептически относятся к развитию цифрового банкинга в Казахстане. По вашему опыту, как казахстанцы воспринимают цифровой банк?

- Каждый клиент уникален, и если для одного понятие «цифровой банк» близко и понятно, то для другого - в новинку. Мы сфокусированы на аудитории, которая, в первую очередь, ценит собственное время и эффективность. Мы уверены, что не бывает неопытных клиентов, а есть непонятные или неудобные продукты. Вот, к примеру, если нужна справка для визового центра, пожалуйста, получите онлайн на почту.
Особое внимание уделяем работе по информированию и образованию клиентов. Показываем и объясняем преимущества Altyn-i. Обычно новому клиенту стоит получить 1-2 услуги, чтобы вкусить прелести «цифрового банка».

- Тяжело ли быть дисрапторами на казахстанском рынке? С какими трудностями вы столкнулись за этот период?

- Одновременно и сложно, и интересно. Справедливости ради надо отметить, что мы сталкиваемся с вопросами и задачами, совершенно новыми не только для казахстанского рынка. Цифровые финансовые технологии не могут существовать в вакууме, они часть цифровой инфраструктуры страны. Поэтому скорость и полнота наших решений напрямую зависят от уровня цифровизации Казахстана в целом и наших «смежников»: Национального банка, Правительства для граждан, других банков и казахстанских финтех-компаний.

Одной из задач, которую нам пришлось решать первыми на казахстанском рынке, является удаленная идентификация клиентов. Как вы знаете, регистрация в сервисе Altyn-i и открытие первого счета проходит в онлайн-режиме без посещения клиентом отделения банка. Для того, чтобы это стало возможным, необходимо было устранить «серые» зоны в банковском законодательстве, позволяющие открытие первого счета дистанционно. Это была совместная работа с АФК, НБ РК и Минфином. Вторым этапом стало внедрение решения, позволяющего сотрудникам банка проводить биометрическую идентификацию клиентов, то есть проверять, что удостоверение подлинное, а человек, проходящий видеоинтервью, и человек на удостоверении - одна и та же личность. Для нас было бы большим подспорьем иметь доступ к эталонной фотографии клиента, хранящейся в базе Egov. Другой альтернативой Egov может стать проект НБ РК по удаленному открытию счета, пилотным участником которого является Алтын банк.

- В этом году вашим крупным акционером стал CITIC Bank. Не закроется ли цифровой банк после его прихода?

- Об этом не стоит переживать. Наши новые партнеры в лице CITIC Bank очень впечатлены цифровой розницей и Altyn-i. Не секрет, что Китай сейчас - это передовая страна по разработке и внедрению новых цифровых финансовых решений. Команда CITIC Bank уже предложила свою посильную помощь в адаптации наиболее интересных китайских решений для Алтын банка. После завершения процесса покупки доли в Алтын банке мы начнем работу в данном направлении.

- Нет ли планов на фоне хайпа вокруг криптовалют начать работать в этом направлении?

- Технологии блокчейн, лежащие в основе работы криптовалют, могут быть достаточно многообещающими. Что же касается самих криптовалют, то мы пока воздерживаемся от работы с ними. Как вы знаете, в Казахстане и мире развернулась бурная дискуссия, что такое криптовалюты: новая золотая жила или банальный пузырь? Я больше склоняюсь ко второй версии, так как не вижу источника происхождения стоимости криптовалют. Для меня минусы в лице огромной спекулятивной составляющей и анонимности криптовалют перевешивают все плюсы технологической инновационности.

- Давайте отойдем от прекрасного цифрового будущего и поговорим о настоящем... На банковском рынке довольно турбулентно. Многие банки заявили о слиянии, некоторые лишились лицензии...

- Действительно, положение весьма не простое. Регулятор в лице Нацбанка, используя благоприятную внешнеэкономическую ситуацию, пытается системно подойти к решению проблем банковского сектора. Механизм создания дополнительных провизий и вливаний акционеров фининститутов в обмен на дополнительный капитал со стороны НБ РК вполне жизнеспособен и соответствует лучшим мировым практикам по решению проблем качества активов. Кто в этом сомневается, советую почитать книгу «На этот раз все будет иначе. Восемь столетий финансового безрассудства», которую написали Кармен Рейнхарт и нобелевский лауреат Кеннет Рогофф. В ней очень подробно говорится о том, как самые разные экономики попадали в кризис и как они из него выбирались.

- Возможно дальше и будет иначе, но пока все как всегда - крупные игроки получили поддержку, а вы, как небольшой игрок, будете развиваться без нее?

- Как всегда, банки банкам рознь. Сокращение темпов роста экономики Казахстана до 3-4%, подавленный спрос на кредиты, увеличение конкуренции - это непростая операционная среда для всех банков. В дополнение, вступление в силу с 2018 года нового стандарта МСФО 9 и регуляторных требований, согласно которым необходимо более раннее создание провизий при первых признаках ухудшения финансового состояния заемщиков, что значительно ограничивает возможности роста тех банков, где качество кредитного портфеля хуже среднеотраслевых.

 

Фото предоставлено пресс - службой банка

plusBell

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Акционные предложения

Узнайте, какой банк готов одобрить вам кредит

Оставить заявку!Белая стрелка

Другие новости