menu

«Финтех: самый горячий рынок в Казахстане» - состояние и перспективы казахстанского рынка интернет кредитования.

За четыре года в стране появилась совершенно новый сегмент экономики, который на данный момент достиг оборотов в 12,5 млрд. тенге, с охватом более 350 000 казахстанцев и в ближайшие годы может вырасти по объему доходов до цифры в 170 млрд.тенге или 500 млн. USD.

Это - рынок микро-займов, причем, всё большую популярность набирают именно онлайн-займы, продукт который на рынке предлагают несколько финансовых технологических (финтех) компаний. Опираясь на статистику стремительного развития этого рынка, уже можно прогнозировать ситуацию, когда онлайн-займами будут пользоваться в ближайшие 3-4 года уже больше 2,5 млн. рядовых казахстанцев.

Новый финансовый продукт удовлетворяет существующий спрос

Что же такое онлайн микро-займы? В первую очередь, это - тип кредитной услуги, с помощью которой заемщик через интернет может получить небольшую сумму денег, чаще всего, от 5 до 100 тысяч тенге, на срок до 30 дней.

Такие услуги не предоставляются традиционными кредитными организациями, так как суммы онлайн-займов значительно ниже их установленного порога. 

Следует отметить, что отрасль онлайн микро-займов не конкурируют с банковскими кредитами, а удовлетворяет тот спрос, который не может быть удовлетворён традиционной кредитной системой. До появления онлайн-займов, спрос у населения на займы удовлетворялся либо неорганизованными формами такими как займы у друзей и родственников, через авансы у работодателей, либо ломбардами и теневыми кредиторами.

У организаций, занимающихся онлайн-займами, условия займов намного гибче и подходят заемщикам, выпадающим из целевой аудитории банков и МФО, сегмент потребителей, который в международной практике называют underbanked или unbanked. 

Основная причина такой сегментации заключается в том, что банки и микро-финансовые организации (МФО) предпочитают работать проверенными клиентами с хорошей кредитной историей и стабильными доходами и с более крупными суммами кредитов и на более длинный срок. Также, для оформления стандартного кредита требуется ряд определенных документов и личное присутствие и часто нужен залог, и кредиты чаще всего выдаются на определенные цели (покупка техники, авто, и т.д.).

Таким образом, кредитные продукты традиционной банковской системы и финтех компаний отличаются по целевому назначению, требованиями к заемщиками и значительной разницей в суммах, сроках и скорости выдачи.

За счет технологий, рассмотрение и обработка кредитных заявок, выдача и сбор небольших займов экономически рентабельна для бизнеса и удобной для потребителя - временные затраты на сбор документов и посещение офиса отсутствуют, деньги можно получить на карту не отходя от компьютера и тут же воспользоваться ими для покупки или снятия через банкомат.

Кто целевая аудитория интернет кредиторов?

У организаций, занимающихся онлайн-займами, условия займов намного гибче и подходят заемщикам, выпадающим из целевой аудитории банков и МФО, сегмент потребителей, который в международной практике называют underbanked или unbanked. В-основном, это - потребители, которые хотят взять в долг небольшую сумму денег, но при этом, они могут не иметь кредитной истории и официального дохода. Онлайн займы созданы для удовлетворения краткосрочных и неотложных нужд клиентов и скорость и удобство часто являются ключевыми факторами для выбора в пользу займа через интернет.

Отрасль онлайн кредитования дает цивилизованные возможности тем, кто по той или иной причине не может воспользоваться кредитом в банке или МФО, повышает уровень финансовой грамотности и инклюзивности населения и формирует кредитную историю и готовит молодых заемщиков для банковской системы. Технологическая модель обслуживания стимулирует потребление и облегчает доступ к заемным средствам у целевой аудитории даже в отдаленных регионах страны, где отсутствует банковская инфраструктура, что является социально значимым аспектов для рынка.

Молодая но динамичная отрасль

Немного об истории развития рынка онлайн-займов в Казахстане. Первая компания, которая предложила услуги микро-займов до зарплаты появилась в 2012 году, а первая компания онлайн-займов - в 2013 году. Как показывает статистика, с 2013 по 2016 года количество компаний, предоставляющих услуги в этом секторе быстро растет (См. График 1), что свидетельствует о наличие спроса на услугу. Особенно интересен 2015 год.

По данным Кредит24, при емкости казахстанского рынка в почти 2,5-3,0 миллионов человек, лишь около 350 тысяч человек оценили услуги онлайн-займов. 

Если в первом полугодии 2015 года количество новых игроков на рынке онлайн-займов составило 8 компаний, то уже к концу года эта цифра выросла до 13. На сегодня в Казахстане функционирует около 16 действующих организаций, предлагающие услуги онлайн-займов.

По данным ТОО «Первое Кредитного Бюро», размер кредитного портфеля онлайн-займов составляет на сегодня около 12,5 млрд. тенге или 0,3% от общего рынка потребительского кредитования, при этом количество казахстанцев, воспользовавшихся новым видом займов составило свыше 350 000 человек. По данным от ТОО «Кредит24» средняя сумма микро-займа на рынке колеблется в диапазоне 30-50 тыс тенге, а срок - 10-15 дней.

 

График 1: Прирост компаний онлайн-займов в Казахстане

Емкость рынка и его перспективы

По данным Кредит24, при емкости казахстанского рынка в почти 2,5-3,0 миллионов человек, лишь около 350 тысяч человек оценили услуги онлайн-займов. Можно с уверенностью отметить, что самые первые компании в этом сегменте работали исключительно в офлайне, а сейчас активно развивается именно сфера онлайн-займов, которая, учитывая тенденции прогрессирующего мира технологий, обещает стать не просто доминирующей, а единственной, полностью сместив систему офлайн с рынка микро-займов.

По словам Алексея Сидорова, директора ТОО «Кредит24», рынок онлайн-займов растет гораздо динамичнее рынка банковских кредитов и кредитов МФО и связано это, в первую очередь, с технологичностью и возможностью быстрого масштабирования бизнеса, а также с более упрощенными условиями оформления и доступностью, ведь в классических банковских институтах или МФО получить кредит - достаточно долгий процесс и срок рассмотрения заявки может варьироваться от 1 до 10 дней.

По оценкам Кредит24 рынок интернет-кредитования в Казахстане будет развиваться и в других сегментах, таких как товарное кредитование или микро-кредитование бизнеса. Компания оценивает потенциал этого рынка в 170 млрд. тенге или 500 млн. USD.

Для подготовки данного исследования были использованы данные компании Кредит24, который является крупнейшим казахстанским сервисом онлайн-займов, Первого Кредитного Бюро, а также другие открытые источники информации.

 

plusBell

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Акционные предложения

Узнайте, какой банк готов одобрить вам кредит

Оставить заявку!Белая стрелка

Другие новости