prodengi.kz

Свободные ниши на интернет-рынке РК, куда стоит вкладывать деньги

Неразвитость казахстанской электронной коммерции - это не повод посыпать голову пеплом, а основа для развития, считают эксперты. Куда же следует двигаться онлайн-бизнесу?

Манарбек Абенов, заместитель руководителя дирекции корпоративных продаж АО «Казпочта», предлагает для начала посмотреть, какие события определили развитие e-commerce в прошлом году и в первой половине 2015.

«Прошлый год прошел в ключе «Девальвация - драйвер интернет-магазинов». После падения тенге люди стали сокращать свои расходы. Это привело к тому, что они обратили внимание на онлайн-магазины, где цены ниже, чем в офлайне. Второе событие - девальвация рубля. Она побудила людей покупать товары в России. Но так как не все смогли поехать, то стали пользоваться услугами интернет-площадок, - отмечает собеседник . - Также с каждым годом смартфоны становятся доступнее, что позволяет упростить процесс покупки: достаточно установить мобильное приложение любимого магазина или сервиса».

Бекеш Курмангалиева, глава инфокоммуникационного холдинга «Зерде», считает, что на поведение потребителей будет влиять и другой фактор - уровень проникновения интернета: «У нас есть амбициозные планы довести до села ШПД (широкополосный доступ в интернет), что увеличит клиентскую базу e-commerce. Посетителями интернет-магазинов станут практически все жители Казахстана».

Развиваться e-commerce помогают продукты БВУ (банки предоставляют бизнесу мобильные POS-терминалы, через которые, например, клиент может оплачивать картой доставленный товар) и компаний, устанавливающих постоматы. «АО «Казпочта» тоже установило постоматы - автоматизированные терминалы, которые предназначены для передачи посылок клиентам интернет-магазинов.

«Покупатели теперь могут получить посылку в удобное для них время, - говорит Абенов. - Кроме того, мы запустили для онлайн-торговцев модуль API, который позволяет получать в онлайн-режиме информацию о тарифах по пересылке».

Уроки географии

Развитию интернет-магазинов с доставкой способно помочь появление сильной логистической компании, считает президент Ассоциации казахстанского интернет-бизнеса (АКИБ) Константин Горожанкин: «В нынешнем топ-50 крупнейших интернет-компаний всего 14 магазинов, доставляющих товар покупателю. Это очень мало, потому что во всем мире они занимают большую долю рынка e-commerce. Ситуация объясняется тем, что в Казахстане слабо развита логистика для интернет-магазинов».

По мнению собеседника, рынку требуется игрок, который будет специализироваться только на онлайн-торговцах. «Казпочта» эту роль, полагает Горожанкин, не вытянет: у нее много других функций, помимо доставки товаров. Но сила национального оператора в том, что он присутствует в селах и городах с населением ниже 100 тыс. человек, куда другие игроки заходить не будут.

Обеденный перерыв онлайн

По прогнозам Манарбека Абенова, доверие к интернет-магазинам со стороны клиентов будет расти. Поэтому игрокам придется серьезно конкурировать между собой, предлагая новые сервисы, как это сделала, например, Lamoda, запустив в феврале 2015 функцию онлайн-оплаты с помощью банковских карточек.

На 1 июля 2015 число «карточников» достигло 14,5 млн 

В то же время директор ТОО «1С-Битрикс Казахстан» Сармантай Касенов указывает на то, что у нас пока отсутствует критическая масса интернет-магазинов, поэтому отсутствует и соревновательный момент. «Никто не может сказать достоверно, сколько у нас реально продающих площадок. Пару лет назад в ходу была цифра в 400 онлайн-магазинов. Пусть сейчас их количество увеличилось до тысячи, это всё равно мало для страны с населением в 17 млн человек. Для примера: в России проживает около 150 млн, а онлайн-магазинов, по разным оценкам, от 40 до 50 тыс. Ещё один фактор - основные продажи в интернете делают компании, для которых определяющим является бизнес в офлайне. Все это приводит к тому, что особой конкуренции в e-commerce нет», - говорит он.

Тем не менее, по данным Нацбанка, население всё охотнее платит картами, в том числе онлайн. На 1 июля 2015 число «карточников» достигло 14,5 млн (по сравнению с 1 июля 2014 рост на 1,3%). В июне 2015 объёмы транзакций с использованием платёжных карт казахстанских эмитентов составили 687,4 млрд тенге (рост по сравнению с июнем 2014 на 3,2%). Количество транзакций за июнь 2015 составило 22,9 млн, увеличившись по сравнению с июнем 2014 на 10,2%. При этом рост количества и суммы безналичных платежей составил 31,7% (7,1 млн транзакций) и 3,6% (объем 83,6 млрд тенге) соответственно. Эти показатели говорят о том, что у виртуальных торговцев есть перспективы.

Заработать на информации

Тренд последних двух лет - активные онлайн-покупки билетов и гостиничных услуг - продолжит изменять сферу туризма. «Уже выросло поколение, которое понимает, что пакетные туры удобны только для путешествия в Турцию, другие лучше формировать самостоятельно, оплачивая билеты и номера в гостиницах онлайн. К тому же после ряда банкротств у людей подорвано доверие к турфирмам, что тоже способствует развитию так называемого онлайн-туризма», - отмечает Манарбек Абенов.

Повседневные покупки в развлекательной сфере также переходят в онлайн. «Легче билет на премьеру купить через интернет, чем ехать куда-то и стоять в очереди. Этот тренд уловили, например, в ФК «Кайрат». На матч с «Бордо» через интернет они продали за три дня более 10 тыс. билетов (это полстадиона)», - приводит пример представитель «Казпочты». Будет расти и число «покупок на ходу», или микропокупок. Это, по словам Абенова, произойдет после принятия законопроекта о платежах и платёжных системах, который предусматривает возможность оплаты списанием денег с баланса мобильного телефона. 

Бекеш Курмангалиева отмечает смещение IT-отрасли в сторону сервисов: «Идет трансформация в квазигосударственном и государственном секторах. Госорганы и суперпровайдер, созданный для обслуживания ФНБ «Самрук-Казына», не будут больше покупать оборудование и лицензии, а станут закупать только IT-сервисы у игроков рынка».

У «Зерде», по ее словам, есть хорошая инициатива для бизнесменов - проект Open data. Как только будет принят соответствующий закон, холдинг начнет раскрывать государственные данные, в публичном доступе появятся все неперсональные данные с привязкой к регионам (адреса детских садов, школ, больниц и т. д., информация о преступности, заболеваемости, смертности, погоде, ландшафте и т. д.).

Что это означает для рынка? «Все IT-компании смогут пользоваться государственными данными. Если комбинировать их, на этой базе можно создавать коммерческие сервисы. Например, для родителей может быть открыт сервис поиска школ по ряду параметров: расстояние от дома, наличие прямых автобусных маршрутов, время в пути, специализация и т. д.», - подаёт идею потенциальным стартаперам Курмангалиева.

Татьяна Трубачева

 

plusBell

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter