menu

Курс раздора

Казахстанские компании, деятельность которых связана с внешними рынками, с замиранием сердца наблюдают за колебаниями курса национальной валюты. Им приходится проводить внеочередную оптимизацию и пересматривать планы по развитию бизнеса в долгосрочной перспективе. Именно в долгосрочном периоде, поскольку власти признали: кризис пришел в страну надолго. 

О том, какой бизнес ратовал за проведение девальвации, знают все. «Капитал.kz» попытался выяснить, на какие отрасли казахстанской экономики обесценение тенге окажет отрицательное воздействие.

Слабому - выйти из строя

Основной удар придется на непродуктовый ретейл, на компании, которые реализуют в Казахстане импортную бытовую и прочую технику, так как вся техника в Казахстан поступает из-за рубежа. Цены на продукцию у зарубежных вендоров растут, а с большинством глобальных поставщиков контракты номинированы в валюте.

Далее следует телекоммуникационный рынок, который также завязан на импорте оборудования и прочих составляющих. Транспортный сектор (в частности, автомобильный и авиаперевозки) тоже напрямую зависимы от курса валют. Компании, занятые в этой сфере, тратят валюту на лизинг и техническое обслуживание воздушных судов. Тем самым рискуют оказаться в большом минусе.

«В первую очередь пострадают те компании, у которых много импортных материалов и комплектующих. Также пострадают те компании, которые проводят реконструкцию и модернизацию производства, - оборудование у нас в основном импортное. Для таких компаний следует ожидать роста издержек и потери рынков сбыта», - говорит экономист Жарас Ахметов.

Таким образом, под ударом будут производители высокотехнологичной продукции, которые импортируют большое количество станков и комплектующих, а также зависимы от иностранных технологий.

По данным официальной статистики, импорт потребительских товаров в Казахстан практически в два раза превышает экспорт. К основным группам товаров, где наполнение ресурсов осуществляется за счет импорта, вошли производство автомобилей (в среднем 91%), бытовая и электротехника (практически 100%) и производство одежды (порядка 90%). Чуть лучше дела обстоят с производством пищевых продуктов: мясо птицы импортируется лишь на 17%, ликеро-водочные изделия - на 9,1% и мука - на несущественных 0,2%.

Притормозили на входе

В группу риска входят компании отечественного автопрома: расходы формируются в валюте, доходы - в тенге. Поскольку уровень локализации производства растет незначительно, стоимость авто, как и прежде, сильно зависит от курса валют. Согласно отчету Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ), отечественный рынок просел на 31% в годовом значении. Надо полагать, что девальвация тенге обеспечит еще более глубокую посадку автопрому. За примерами далеко ходить не нужно, достаточно вспомнить результаты 2014 года, когда из-за февральской девальвации отечественные автокомпании скорректировали планы продаж в сторону уменьшения.

«На автомобильном рынке все довольно предсказуемо. Компании, которые покупают автомобиль за иностранную валюту, естественно, будут повышать цены, привязываясь к текущему курсу», - говорит Эдуард Эдоков, председатель Независимого автомобильного союза.

В транспортном секторе пострадавшими рискуют остаться авиакомпании, основные операции которых проходят в валюте. Такие статьи расходов, как техобслуживание воздушных судов и оборудование, чаще всего оплачиваются в долларах. Из-за девальвации компании пересматривают цены на авиабилеты, тем самым стараясь перекрыть часть возникших расходов, связанных с повышением цены доллара к тенге.

По мнению Антона Сороко, аналитика инвестиционного холдинга «Финам», падение на сырьевых рынках уже показало, что это не однодневная коррекция, а существенный период низких ценовых уровней. «Поэтому всем предприятиям и компаниям придется привыкать к новым рыночным реалиям, а в лидерах будут те, кто быстрее других сможет приспособиться к новым условиям игры, перестроив структуру как операционных издержек, так и долга, и географии продаж», - считает он.

Главными и хроническими проблемами для отечественной промышленности остаются плохие условия для внешнеторговых операций, и рейтинг Doing Business тому пример, где Казахстан занимает 185-е место из 189. Жарас Ахметов отмечает, что низкая доступность финансирования и большая доля государства в экономике также оказывают прямое влияние на ситуацию.

«Девальвация ни одну из этих проблем не решает. Для сырьевого сектора сегодня важнее цены на их продукцию на мировых рынках, чем курс тенге. По большому счету у наших компаний эффективных инструментов нет. Они будут сокращать производство», - резюмирует Жарас Ахметов. 

Адина Байкинова

 

plusBell

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter