prodengi.kz

Первый зампред Сбербанка: Гонка за клиента в цифровом пространстве — вопрос жизни и смерти. Сбербанк всё ещё может победить Apple и Google

Первый зампред Сбербанка Лев Хасис рассказал РБК, сколько банк тратит на IT, как конкурировать с Google, правильно "спамить" клиентов и планирует ли банк увеличивать долю в «Яндекс.Деньгах» (по словам Хасиса - не планирует).

О конкуренции с Google:

Банки все еще знают о клиенте много из того, что пока неизвестно ни интернет-браузерам, ни социальным сетям, ни сотовым операторам, - это собственно стопроцентная идентификация личности, а также транзакционная активность клиента, его финансовое состояние и история. При этом большинство финансовых институтов находятся в каменном веке по умению работать с этими данными. Интернет-гиганты сегодня умеют лучше работать с данными и выжимать из них максимум пользы, таргетирование становится все более точным.

Для банков участие в гонке за клиента в цифровом пространстве становится вопросом жизни и смерти. Мы в ней все еще можем победить. 

Новые сервисы, такие как Apple Pay и Android Pay, дают большие возможности не только потребителям услуг и банкам, но и цифровым компаниям. И Apple и Google будут все больше знать о финансовой активности клиентов и приучать их к тому, что смартфон становится не просто универсальным методом оплаты товаров и услуг, а пультом управления жизнью. Для банков участие в гонке за клиента в цифровом пространстве становится вопросом жизни и смерти. Мы в ней все еще можем победить.

О сегодняшнем Сбербанке:

При современных темпах развития технологий любая из них стремительно устаревает, поэтому, чтобы просто оставаться на месте, надо быстро бежать. На секунду залюбовался собой - и ты в прошлом. Сегодня Сбербанк - это, по сути, IT-компания с банковской лицензией, а физическая сеть все больше становится интерфейсом, дополняющим возможности наших удаленных каналов обслуживания.
О купленной в марте доле "Рутаргета":

«Рутаргет» - молодая и успешная технологическая компания в области анализа больших массивов информации. Совмещение информации из глобальной сети с персональными данными, которыми владеет Сбербанк, позволит совершенно по-другому строить математические модели, например связанные с кредитованием. Банк планирует сделать из «Рутаргет» свою data-фабрику. Это значительно разнообразит и улучшит пользовательский опыт клиентов нашего банка.

О спаме и продаже данных:

Мы не собираемся продавать данные. Мы хотим добиться того, чтобы спама было как можно меньше. Предложение прохладной воды в жаркой пустыне вряд ли можно назвать спамом. Вот давайте сейчас зайдем с вашего компьютера в интернет и купим вам билеты в Сочи. И еще три недели вы всюду будете видеть рекламу «билеты в Сочи». А все потому, что рекламное агентство знает предмет вашего поиска (билеты в Сочи), но не знает, что вы уже купили билет.

Системы, которые сегодня создаются, позволят не делать таких бесполезных предложений. Вместо него вам придет, например, предложение оплатить одним кликом поездку в кредит или приобрести билеты на концерт вашей любимой рок-группы в Сочи, которая как раз дает концерт в день, когда вы там будете.

О дорогих закупках:

В 2014 году Сбербанк перешел на прямые отношения со всеми зарубежными вендорами. В итоге в целом нам удалось снизить стоимость закупаемого оборудования на 40%. 

Смотря с чем сравнивать. Даже те закупки осуществлялись по лучшим ценам на рынке. Другие покупали еще дороже. Если сравнивать с теми ценами, по которым мы закупаем сейчас, то можно сказать, что норма прибыли, с которой работали наши IT-поставщики, была весьма нескромной. В 2014 году Сбербанк перешел на прямые отношения со всеми зарубежными вендорами. В итоге в целом нам удалось снизить стоимость закупаемого оборудования на 40%.

О сбоях:

Мы очень близко к сердцу принимаем каждый сбой, даже если он длится всего несколько минут. Все руководители банка, начиная с президента, имеют систему мгновенного информирования о возникшем инциденте. Еженедельно на оперативном совещании у Грефа разбирается каждый такой случай, его причины и наши действия по устранению корневых проблем.

Согласно отчетности по МСФО госбанка за прошлый год, операционные доходы до резервов составили примерно 1,3 трлн руб. По утверждению Хасиса, банк тратит на IT около 5% от этой суммы, то есть - около 65 млрд руб. В операционных расходах Сбербанка за прошлый год (565,1 млрд руб.) доля затрат на IT превысила 11%, это соответствует среднему на рынке уровню. 

Мы понимаем, что у Сбербанка колоссальная клиентская база и даже короткие сбои создают проблемы для большого количества людей. В банке реализуется комплексная программа, которая называется «Надежность 99,99», цель которой минимизация количества сбоев до уровня не более чем 0,01% от 24 часов в сутки в течение года. Это означает не более чем 52 минуты в течение года. Этого показателя пока, насколько я знаю, не достиг ни один из крупных банков. Но для Сбербанка это целевой показатель, и мы думаем, что к 2017-2018 году этот уровень будет достигнут.

Согласно отчетности по МСФО госбанка за прошлый год, операционные доходы до резервов составили примерно 1,3 трлн руб.

По утверждению Хасиса, банк тратит на IT около 5% от этой суммы, то есть - около 65 млрд руб. В операционных расходах Сбербанка за прошлый год (565,1 млрд руб.) доля затрат на IT превысила 11%, это соответствует среднему на рынке уровню.

РБК отмечает, что это почти в два раза больше, чем расходы интернет-компании «Яндекс», которые составили 35,4 млрд руб. В годовом отчете «Яндекса» говорится, что 78% всех расходов пришлось на расширение серверов и дата-центров (27,6 млрд руб.), то есть фактически на IT-инфраструктуру.

«Но у Сбербанка больше, чем у «Яндекса», обороты, поэтому и абсолютная сумма затрат выше. В относительном выражении мы видим, что «Яндекс» тратит на инфраструктуру больше», - отмечает гендиректор компании «Альт Линукс» (занимается разработкой ПО) Алексей Смирнов.

Всего айтишников в Сбербанке больше 10 тыс. человек - около 3% от общей численности сотрудников. Также у госбанка есть дочка для IT - «Сбербанк-Технологии». За прошлый год число сотрудников в ней выросло на 40%, а объем выполняемых работ - на 60%. «Сбербанк-Технологии» выполняют 70% проектных решений госбанка (например, разработка софта), остальное - внешние поставщики.

 

plusBell

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Содержание статьи: