Сколько казахстанцы тратят на свах
Объем рынка услуг бюро знакомств и брачных агентств в Казахстане по официальным данным за 2024 год достиг 2,29 млрд тенге. Для сравнения, годом ранее этот показатель составлял лишь 97,7 млн тенге. Такой впечатляющий рост (более чем в 23 раза) зафиксировало Бюро национальной статистики АСПиР РК, пишет Finprom.kz.
Однако прямое сравнение этих цифр может вводить в заблуждение. Как следует из методологии сбора данных, статистика носит выборочный характер и не отражает полной картины на рынке. В отчеты попадают данные лишь от отдельных регионов, причем их состав меняется от года к году.
Так, в 2024 году практически весь объем рынка (98,6% или 2,25 млрд тенге) пришёлся на предпринимателей Алматы, которые годом ранее не показывали столь значительных результатов. Ещё часть услуг была оказана в Туркестанской и Абайской областях, где в 2023-м показатели были нулевыми.
Реальный рынок может быть значительно больше
Эксперты полагают, что официальные 2,3 млрд тенге — далеко не полная сумма, которую казахстанцы тратят на поиск пары через посредников.
«В эту статистику почти наверняка не попадают крупные онлайн-дейтинг-сервисы, которые часто регистрируются под другими кодами ОКВЭД, например, как информационные услуги. Кроме того, остаётся неучтённым сегмент “свах” и агентств, работающих без официальной регистрации, а в этой сфере их может быть немало», — отмечается в исследовании.
Услуги на рынке можно разделить на две основные категории:
Онлайн-подписки и премиум-доступ в приложениях и на сайтах. Стоимость варьируется от 1 000 до 270 000 тенге.
Персональные услуги: консультации, организация speed dating и индивидуальный подбор пары. Разовая консультация стоит от 15 000 до 25 000 тенге. Годовой пакет услуг агентства оценивается в 140 000–150 000 тенге, а услуга «под ключ» для жителей мегаполисов может доходить до 500 000 тенге.
Кто и зачем платит свахам?
Профессионалы индустрии отмечают трансформацию спроса. Если онлайн-знакомства популярны среди разной аудитории, то к услугам классических брачных агентств чаще прибегают люди старше 40 лет, целенаправленно ищущие крепкие отношения и брак.
«Возрастной сегмент старше 40 лет является самым быстрорастущим и на онлайн-площадках. Например, за прошлый год на сайте Kazdate.com количество анкет пользователей за 40 увеличилось на 37%», — сообщили аналитики Kazdate Analytics.
Несмотря на развитие индустрии знакомств, общий уровень брачности в Казахстане продолжает снижаться. По данным БНС, за первое полугодие 2025 года было зарегистрировано на 10,6% меньше браков, чем за аналогичный период прошлого года. Это говорит о том, что рост рынка платных знакомств происходит на фоне общих социальных изменений, а не увеличения числа заключаемых браков.
Таким образом, рынок услуг по поиску пары в Казахстане демонстрирует колоссальный рост по официальным данным, но его реальные масштабы, мотивация аудитории и влияние на демографическую ситуацию остаются темами для дальнейшего изучения.
Фото из открытых источников
Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter