С кем рискованно вести дела
Отношения в бизнесе мало чем отличаются от любых других: в них важны доверие, коммуникация, общее видение будущего. Как понять, подходит ли вам потенциальный бизнес-партнер и какие детали учесть в переговорах с ним, рассказал журнал Psychologies.
Нужно понимать, что нельзя выстроить успешное партнерство раз и навсегда: легкого и универсального решения здесь не существует. Да, можно договориться «на берегу» — но только о том, что касается конкретных вопросов. Работа же над деловыми отношениями в целом должна вестись непрерывно.
Однако перед тем, как вступить в бизнес-партнерство, важно свериться с ключевыми моментами, которые могут укрепить — или же разрушить — даже самое крепкое сотрудничество.
Ценности
Значение имеют и личные, и бизнес-ценности. Например, удачно, если ваш с партнером общий профессиональный приоритет — всегда работать только с креативными проектами, которые не так просто, но интересно реализовывать. Совсем иначе картина складывается, когда одному из вас важнее делать то, что уже опробовали многие компании до этого, а не изобретать новые решения.
Личные ценности влияют на рабочие процессы не меньше. Так, если один из партнеров ставит на первое место семью, а второй — приверженец свободы и «достигаторства», стоит заранее обговорить порядок сотрудничества, планирование выходных и другие детали, которые могут сказываться на ведении бизнеса.
Видение перспектив
Каким будет ваше дело и партнерские отношения через два года, пять лет, семь лет? Этот вопрос тоже стоит обсудить до начала сотрудничества. Возможно, один из вас планирует через пять лет заработать 500 миллионов рублей. А приоритет другого — расширение ассортимента товаров или услуг.
Если цели не противоречат друг другу, их вполне можно достигать одновременно. В ином случае необходимо решить: готов ли один из партнеров пойти на уступки, или вам все же не по пути.
Как и в случае с ценностями, видение личной жизни стоит обговорить заранее
Например, вы планируете через несколько лет переехать за границу и развивать бизнес оттуда, а партнеру принципиально важно оставаться там, где он живет сейчас. Если вы уверены, что сможете организовать рабочий процесс, даже находясь в разных точках планеты, то проблема решаема. Если сомнений все-таки больше, вряд ли партнерство продлится долго.
Функционал
Какие ресурсы каждый из вас готов вкладывать в общее дело? Речь не о материальных благах, а о распределении обязанностей.
Например, довольно распространенная модель партнерства — когда один из вас хочет взять на себя производство, а другой охотно займется продвижением бизнеса. Именно так работали в свое время соучредители компании Apple, Стив Возняк и Стив Джобс: Возняк занимался технологической частью, а Джобс отвечал за маркетинг.
На практике соблюдать такие договоренности бывает непросто. По мере развития бизнеса каждый из партнеров приобретает новые знания и навыки, меняет приоритеты. Спустя один-два года после основания стартапа вы можете осознать, что не готовы заниматься выбранной ранее частью работы и хотите сменить направление — и совсем не факт, что партнера устроит такой расклад.
Гибкость в переговорах
Чтобы избежать недопонимания и конфликтов, важно заранее условиться о том, что бизнес-процессы и ваше (как партнеров) участие в них стоит пересматривать не реже раза в год.
Необходимо регулярно сверяться с планами и целями, пересматривать вклад каждого из вас и корректировать принятые ранее решения при необходимости. В идеале стоит устраивать стратегические сессии — можно при поддержке бизнес-коуча — не только с партнерами, но и с командой подчиненных.
Фото из открытых источников
Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter