Перемены на рынке банковских услуг
Все что касается переноса классических банковских услуг на мобильную платформу представляет огромный интерес для пока что отстающего в этом направлении банковского сектора Казахстана.
Здесь можно вспомнить успех российского «Тинькофф банка», который воспользовался отраслевым застоем, когда крупные банки в России не торопились переходить в онлайн, а у остальных кредитных организаций на это просто не было денег. В итоге Тинькофф всего за 15 лет с момента создания смог подняться на 14-е место в России по объему кредитного портфеля и на 12-е место по активам будучи полностью онлайн-банком.
Феноменальный результат, повторение которого вполне возможно и в Казахстане. Так что движение в этом направлении крайне перспективно, однако, здесь есть важный нюанс, который обязательно нужно учитывать. Дело в том, что тот же «Тинькофф банк» изначально сосредоточился на классических банковских операциях с акцентом на небольшие займы в розничном секторе, снизив для себя риски, связанные с корпоративным кредитованием.
Однако, когда банк, даже если это онлайн-банк, создается в рамках финансово-промышленной группы, в которой существует соблазн финансирования своих же проектов под низкие процентные ставки, риски финансовой устойчивости кредитной организации в кризисные периоды резко повышаются.
Поэтому критично важно сохранить независимость банковской от других видов деятельности, иначе очередной спад в экономике при избыточной вовлеченности банка в непрофильную деятельность может привести к недостатку ликвидности, поставив на грань банкротства всю финансово-промышленную группу.
Влияние вновь создаваемого банка на всю индустрию может быть разным. Если кредитная организация привнесет новые бизнес-процессы, которые существенно повысят рентабельность, как в случае с онлайн-банками, то доказавшие свою эффективность новшества будут внедряться другими участниками рынка достаточно быстро, особенно крупными банками, имеющими для этого необходимый ресурс.
Что касается избыточной или напротив недостаточной насыщенности банковского сектора Казахстана, то единственно верного ответа на этот счет не существует. «Плотность» банков на миллион граждан в странах может варьироваться достаточно сильно, не влияя на устойчивость и развитость экономики.
В США это 16 банков на миллион граждан, в Швейцарии 30, в Китае 0,6, а в Казахстане 1,2. В среднем же этот коэффициент варьируется от 2 до 5, а потому создание в РК новых банков, которые к тому же могли бы привнести что-то новое и возможно повысить конкуренцию в отрасли и снизить тарифы, лишним точно не будет, пространство в экономике для этого пока есть.
Нурбек Искаков, аналитик компании Esperio
Народный рейтинг банков можно посмотреть здесь.
Фото из открытых источников
Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter