menu

Статьи

Опасный ли у Казахстана уровень госдолга?

524

Государственный долг Казахстана на начало октября 2024 года составлял 30,5 трлн тенге, или 22,6% от ВВП. Это – не так много. Потолок заимствований нашей страны - 32% к ВВП и ограничения по заимствованиям не нарушаются.

 

Госдолг включает в себя все непогашенные государственные займы и долговые обязательства, которые относятся на долг правительства, Национального банка или, по решению маслихатов, на долг акиматов.

 

Страна, как и многие семьи, занимает, когда собственных средств не хватает. Государства получают заемные средства под процент и на определенный срок от физических или юрлиц внутри страны, иностранных граждан, организаций и правительств. Такие кредиты позволяют покрыть дефицит бюджета, вывести излишки денег из экономики или реализовать капиталоемкие, инфраструктурные проекты, социальные программы, покрыть дефицита бюджета. При правильном использовании средств госдолг может содействовать экономическому росту, но его накопление может вызвать экономические проблемы и даже привести к дефолту.

 

Госдолг измеряют в национальной или иностранной валюте, в процентах по отношению к ВВП. При его расчете учитывают непогашенную задолженность прошлых лет и текущие обязательства.

 

Из чего состоит госдолг

 

Размер госдолга в реальном времени определяют по обязательствам:

 

          долговым ценным бумагам, которые размещает Минфин, а их покупатели: население, бизнес, нерезиденты, международные организации, становятся кредиторами государства

 

          кредитным договорам - прямому заимствованию денежных средств у банков и международных финансовых организаций

 

          государственных гарантий - поручительств государства по обязательствам компаний перед третьей стороной.

 

Виды госдолга

 

Реальный госдолг часто оценивают как сумму всех обязательств государства перед кредиторами, но делят на несколько видов. Общий объем выпущенных облигаций и непогашенных займов с учетом процентов называется капитальным долгом, а расходы на выполнение обязательств в конкретный период времени: погашение тела и процентов кредита - текущим долгом.

 

По балансу задолженностей и сбережений госдолг может быть положительным, когда больше долгов, или отрицательным, когда больше накоплений. По срокам исполнения обязательств госзаймы могут быть краткосрочные - до одного года, среднесрочные: один год - пять лет и долгосрочные: 5–30 лет.

 

По юрисдикции кредитора госдолг может быть внутренним или внешним. Его номинируют в национальной или иностранной валюте.

 

Внутренний госдолг

 

Когда кредитором государства становятся физические или юридические лица внутри страны, а в качестве заемщика – центральные или местные власти, то долг - внутренний. Кроме выпуска облигаций, заключения договоров о займах и предоставления гарантий, к этому виду госдолга относятся назначенные, но невыплаченные компенсации. Зачастую такие заимствования превышают внешние и исчисляются в национальной валюте. Среди исключений - размещение государственных евробондов на внутреннем фондовом рынке и их обслуживание в иностранной валюте.

 

Внешний госдолг

 

Внешний заем - отношения займа, в которых заимодателем выступает нерезидент Казахстана, а заемщиком - правительство или резидент республики. Такие обязательства возникают в случае привлечения денежных средств нерезидентов, других стран и международных организаций. Внешним госдолгом также считается задолженность госкомпаний по внешнеторговым операциям. Обычно внешний госдолг номинируется в валюте.

 

Потолок госдолга, это - закрепленный на законодательном уровне лимит на займы государства. Так, лимит госдолга сократили в Казахстане и он составляет 53,5% к ВПП. Потолок госдолга используют для ограничения негативных последствий наращивания долговых обязательств. 

 

Несмотря на то, что привлечение денежных средств способствует развитию фондового рынка, деловой активности и выводу из экономики лишних денег, существуют риски для заемщика: уход инвесторов с частного рынка, вымывание свободных средств с последующим ростом ключевой ставки, инфляция и замедление экономики, и даже утрата экономического суверенитета. Страны с высокой задолженностью начинают расходовать значительные бюджетные средства на выплаты долгов в ущерб финансированию здравоохранения, образования или экономических проектов, что негативно сказывается на экономическом развитии и благополучии граждан.

 

Уровень долга разных стран используют для сравнения страны по закредитованности, это - процентное отношение госдолга к ВВП. Специалисты Всемирного банка считают, что долг становится проблемой для экономики, когда этот показатель достигает 77%. 

 

В среднем по миру в 2023 году это соотношение достигло 54,7%, а в 2020 году было 60,4%. Установленные потолки госдолга носят в значительной степени условный характер, однако рост заимствований до данного уровня считается одним из признаков системных проблем в экономике.

 

Кредитный рейтинг государства может повлиять на условия предоставления займов. Его присваивают международные рейтинговые агентства, крупнейшие из них, это - «большая тройка»: Fitch, Moody’s и Standard & Poors.

 

Каждое агентство имеет свою методологию оценки, которая учитывает текущую финансовую ситуацию в стране и опыт предыдущих лет. Рейтинги позволяют кредиторам понять, насколько безопасно давать в долг тому или иному государству. Обычно стране присваивается одна из четырех категорий, которые, в свою очередь, делятся на «инвестиционные» и «спекулятивные» или «мусорные». Как правило, присвоение уровня А означает платежеспособность заемщика, В - среднюю надежность, С - близость к банкротству, а D - дефолт. При этом в каждом классе существуют дополнительные категории, помогающие лучше ранжировать оцениваемые страны.

 

Поэтому, по данным Конференции ООН по торговле и развитию (UNCTAD), развивающиеся страны Африки, Латинской Америки, Азии и Океании получают кредиты по ставкам, в среднем, в 2–4 раза выше, чем США, и в 6–12 раз выше, чем Германия.

 

Госдолг в разных странах

 

По данным UNCTAD, в 2023 году совокупный объем госдолга в мире достиг $97 трлн, из них $68 трлн, более 70%, приходилось на развитые страны. При этом 38% развивающихся стран тратили на обслуживание госдолга более 10% бюджета - часто больше, чем на образование, здравоохранение и другие социальные расходы. Весной 2024 года МВФ в своем обзоре Fiscal Monitor оценил размер глобального госдолга в 2023 году в 93,2% мирового ВВП и спрогнозировал его рост до 99% к 2029 году.

 

Согласно UNCTAD, среди развитых стран лидерами по госдолгу в абсолютном выражении в 2023 году были:

 

США - $33,4 трлн

Япония - $10,6 трлн, 

Франция - $3,4 трлн 

Германия - $2,9 трлн. 

 

Среди развивающихся стран самый большой объем госдолга имели: 

 

Китай - $14,8 трлн

Индия - $3 трлн

Бразилия - $1,8 трлн

Мексика - $950 млрд

Египет - $378 млрд.

 

По данным Всемирного банка, уровень мирового долга неуклонно растет последние десятилетия. Рекордный с 1970 года прирост объема госзаимствований был во время пандемии коронавируса в 2020 году. Тогда, из-за массовых локдаунов и рецессии, требовалась масштабная поддержка населения и бизнеса, бюджетные средства быстро заканчивались и правительства активно кредитовались. 

 

По оценкам МВФ, коэффициент госдолга в мире достиг тогда рекордных 99% мирового ВВП, составив около 40% совокупного долга мира (256% ВВП, или $226 трлн, — в него помимо госдолга входят долги домохозяйств и нефинансовых организаций). Особенно быстро вырос госдолг у стран с развитой экономикой - с 70% ВВП в 2007-м до 124% в 2020 году. Позже, из-за роста процентных ставок показатель соотношения долга к ВВП снизился, но вырос в абсолютных значениях.

 

Госдолг Казахстана

 

На первое октября 2024 года госдолг Казахстана вырос с начала года на 6,5% и достиг $63,7 млрд. Из общей суммы госдолга 94,4%, или более $60 млрд, приходится на долг правительства РК, 4%, или $2,5 млрд, - на акиматы, 1,6%, или чуть более $1 млрд, - на долг Национального банка Казахстана.

 

Уровень госдолга Казахстана - низкий и безопасный, оценил в ответе на депутатский запрос премьер-министр страны Олжас Бектенов. 

 

На первое октября госдолг Казахстана составлял 30,5 трлн тенге, или 22,6% от ВВП. Потолок заимствований определяется Концепцией управления государственными финансами до 2030 года. Согласно ей, госдолг не должен превышать 32% к ВВП, правительственный долг – 27,5% к ВВП, совокупный государственный и квазигосударственный долг – 53,2% к ВВП, обслуживание правительственного долга – 10% от расходов республиканского бюджета. 

 

Эти ограничения, по данным премьера, соблюдаются. В целом, политика правительства по управлению долгом соответствует международному опыту, где безопасным уровнем госдолга считается показатель не более 50–60% к ВВП. 

 

Внутренний долг правительства вырос с начала года на 1 октября 2024 года на 14,7% и составил $45 млрд. Внешний долг сократился на 3,3%, до $15,1 млрд.

 

Внутренний долг правительства Казахстана состоит из:

 

          государственных казначейских обязательств, индексированных к ставке TONIA - $2 млрд 

 

          государственных краткосрочных казначейских обязательств - $1,8 млрд 

 

          государственных среднесрочных казначейских обязательств - $4,7 млрд 

 

          государственных долгосрочных сберегательных казначейских обязательств - $1,4 млрд 

 

          государственных долгосрочных казначейских обязательств - $35,1 млрд 

 

          прочих обязательств - $5 млн.

 

Внешний долг правительства состоит из займов от международных финансовых институтов и ценных бумаг. Правительство Казахстана задолжало:

 

          Международному банку реконструкции и развития — $3 млрд 

 

          Азиатскому банку развития — $1,4 млрд 

 

          Европейскому банку реконструкции и развития — $82 млн 

 

          Исламскому банку развития — $60 млн 

 

          Азиатскому банку инфраструктурных инвестиций — $633 млн 

 

          Кувейтскому фонду арабского экономического развития — $362 тыс. 

 

          Японскому агентству международного сотрудничества — $184 млн 

 

          Кредитному агентству правительства Германии — $6 млн 

 

          Экспортно-импортному банку Китая — $195 млн 

 

          иностранным коммерческим банкам — $200 млн.

 

Ценные бумаги, в свою очередь, включают: еврооблигации — $8,4 млрд и государственные ценные бумаги (ГЦБ), размещённые на российском рынке — $646 млн.

 

Помимо этого, есть ещё гарантированный государством долг: он, в свою очередь, увеличился на 7,2% с начала года, до $3,4 млрд. Таким образом, государственный и гарантированный государством долг к 1 октября суммарно составили более $67 млрд.

 

Дорогостоящим, по мнениям экспертов, обслуживание долга делают высокие процентные ставки Нацбанка Казахстана. При выпуске ценных бумаг для финансирования бюджета их доходность устанавливается в зависимости от базовой ставки Нацбанка.

 

Также, долг Казахстана может расти из-за дефицитного бюджета, хотя снижение нагрузки на бюджет – непростая задача. Ее решение включает перестройку бюджетного планирования, оптимизацию статей расходов и проведение экономических реформ для снижения зависимости экономики от бюджетной поддержки.

 

Дисциплина бюджета приведет к снижению инфляции, а это, вместе со снижением процентных ставок Нацбанка, поможет удешевить обслуживание госдолга.

 

Вообще без займов обойтись нельзя, они нужны для разных целей и задач. Внутренний долг Казахстана номинирован в тенге и, как правило, с ним проблем нет, Банкнотная фабрика Нацбанка может напечатать нужное количество денег для его погашения. Однако, тогда тенге обесценится, и его покупательная способность упадет. Поэтому большинство государств избегают этого сценария.

 

Основная проблема - во внешнем долге, номинированном в долларах. Казахстан не эмитирует доллары. Основной риск внешнего долга, это – невозможность расплатиться из-за нехватки валютной выручки, если доходы в долларах значительно снизятся.

 

Внешний долг Казахстана относительно невелик. Нельзя сказать, что республике занимают много денег на внешних рынках. Казахстан - не настолько привлекателен, чтобы иметь много долгов перед иностранными инвесторами.

 

К чему может привести неуплата госдолга

 

Уровень госдолга Казахстана, находящийся чуть выше 20% от ВВП, – не основание бить в набат и тревожиться. В развитых странах, в среднем, уровень госдолга превышает 70% от ВВП. Казахстан же, по уровню госдолга находится среди стран с довольно низким госдолгом. 

 

Проблема страны - не в самом долге, а в его обслуживании. Госдолг, по словам депутата сената Казахстана Султанбека Макежанова, находится на безопасном уровне, но на его обслуживание в бюджете 2025 года предусмотрено 2,5 трлн. Это - критично. Обслуживание госдолга не должно превышать 10% расходов бюджета, но в 2025 году этот показатель составит 9,7%, а в 2026 и 2027 годах - по 9,9%.

 

Растут, по данным депутата, и расходы на погашение и обслуживание негосударственных займов под госгарантию. Например, неправительственные займы на реализацию проектов строительства и реконструкции автодорог не учитываются в госдолге, но фактически обязательства перед кредиторами погашаются государством в полном объеме. АО НК «Казавтожол», при обязательствах по займам на 180 млрд, ежегодно, на 2025-2027 годы запрашивает 585,4 млрд тенге, которые не предусмотрены в проекте бюджета. 

 

Законом «О республиканском бюджете на 2024-2026 годы» на обслуживание правительственного долга предусмотрены:

 

в 2024 году – 2,023 трлн тенге

 

в 2025 году – 2,45 трлн тенге

 

в 2026 году – 3,52 трлн тенге.

 

Отсутствие денег и отказ правительства от погашения долгов перед кредиторами, это – дефолт, банкротство на государственном уровне.

 

Справиться с критическим внутренним долгом можно путем эмиссии, повышения налогов или новых иностранных заимствований. Это приведет к инфляции и другим экономическим проблемам, но поможет избежать дефолта. При неуплате в срок внешних займов и процентов по ним, обычно составляется индивидуальная программа реструктуризации. При этом она не гарантирует полного возврата долга. Заемщику грозит снижение кредитных рейтингов, инвестиционной привлекательности и дальнейшее сокращение темпов развития экономики. 

 

В проекте Бюджетного кодекса правительство планирует, как средство грамотного управления госдолгом, в том числе, разработку долгосрочного прогноза развития Казахстана на 10 лет. В прогнозе пропишут варианты внешних и внутренних условий развития, оценку социально-экономического эффекта, риски, прогноз параметров государственных финансов. Также, в новом кодексе будет норма о проведении анализа конъюнктуры международных рынков долгового капитала.

 

Фото из открытых источников

0
plusBell

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Узнайте, какой банк готов одобрить вам кредит

Оставить заявку!Белая стрелка

Другие новости