Мошенники активизировались перед праздником
Весенней беспечностью, доверчивостью и невнимательностью казахстанцев пользуются финансовые аферисты, которые активно применяют две распространенные схемы обмана. Fingramota.kz (потребительский сат регулятора) поделился подробностями.
В Казахстане возобновились случаи телефонного мошенничества, в социальных сетях пользователи делятся своими историями. Злоумышленники представляются сотрудниками банков, МФО или других организаций, при этом они ловко «подделывают» номера, с которых звонят. К примеру, это может быть короткий номер колл-центра казахстанской кредитной организации – современные технологии позволяют это сделать без особых усилий. При этом сами аферисты могут находиться в другом городе или даже в другой стране.
Данный вид мошенничества называется вишингом (англ. vishing — от voice phishing) и является одним из распространенных способов кражи средств посредством телефонного обзвона граждан.
Финансовые мошенники идут на всевозможные ухищрения с одной целью – выманить персональные данные потенциальной жертвы. Это ИИН, данные платежной карты или счета, CVV/CVC-код, четырехзначный код из SMS-сообщения. И тогда злоумышленники могут обналичить все средства на карте или счете.
Схема №1 Случаи с правдоподобными документами сотрудников финорганизаций
Мошенники, представляясь работниками департамента безопасности или call-центра различных банков, МФО звонят потенциальным жертвам, что якобы на его/ее имя оформлен мошеннический кредит. Посредством мессенджера мошенники отправляют свои рабочие документы, бланки, с поддельной печатью и подписями для повышения доверия граждан. Например, в Сети распространяется рабочее удостоверение старшего специалиста службы безопасности Национального Банка РК, что, конечно же, является фальшивкой.
Напоминаем, Нацбанк Казахстана не обслуживает физических лиц и не проводит денежные расчеты с населением, в том числе не привлекает граждан для проведения «специальных операций по поимке мошенников».
Просим не устанавливать сомнительные мобильные приложения, не раскрывать свои персональные данные, не предоставлять удаленный доступ к мобильному телефону и не переводить денежные средства на счета третьих лиц по указаниям, полученным в ходе телефонного разговора.
Схема №2 Случаи с услугами от телекоммуникационных компаний
Мошенники звонят гражданам, которые ранее устанавливали домашний интернет, и сообщают, что необходимо аннулировать якобы не отключенную услугу. Представляются они сотрудниками телекомкомпаний, сотового оператора. Аферисты предлагают удаленно отключить услугу путем отправки SMS-сообщения и выполнения определенных инструкций для получения доступа к персональным данным.
Также мошенники звонят потенциальным жертвам, утверждая, что на их телефонный номер была оформлена заявка на смену оператора. Когда человек отвечает, что не оставлял таких заявок, аферисты предлагают для обеспечения «безопасности» номера сменить пароль в личном кабинете.
После этого жертве приходит SMS с кодом сброса пароля с официального номера оператора, который очень нужен мошенникам. Если человек сделает это, злоумышленники получат доступ к его номеру и онлайн-банкингу.
Советы
Если ваши конфиденциальные данные разглашены, необходимо заблокировать ваши счета, сменить пароли в финансовых мобильных приложениях и обратиться правоохранительные органы.
Лучше сразу прервать разговор. Сотрудник банка никогда не позвонит первым, чтобы запросить персональные данные, в том числе полный номер карточки; срок ее действия; CVC/CVV; логин и пароль к интернет-банкингу; кодовое слово, код из SMS или PUSH-уведомления. Эти данные банк может запросить только в том случае, если вы сами позвонили туда, чтобы решить какой-то вопрос. Например, разблокировать карту при поездке за рубеж, уточнить, где можно забрать перевыпущенную карту и т.п. Если же вам звонят и, представляясь сотрудником банка, запрашивают такую информацию, даже, если ее необходимо продиктовать автоответчику, то можно не сомневаться – это мошенники.
Представители телеком-компаний не звонят с обычных номеров и никогда не просят диктовать SMS-коды или реквизиты карточки. Все важные вопросы решаются обычно в отделениях.
Не поддавайтесь панике, если вас попытаются напугать телефонные мошенники. На паническое заявление о том, что с вашей картой серьезная проблема лучший ответ: «Сейчас позвоню или схожу в банк, чтобы проверить это лично!». Это очень распространенная уловка – напугать владельца карточки.
Если с вашей картой действительно какие-то проблемы, то банк может сам ее заблокировать и, скорее всего, пришлет об этом уведомление по оговоренному в договоре каналу.
Фото из открытых источников
Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter