menu

Статьи

Лизинг в Казахстане развивается сложно

2614

В середине марта 2023 года президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев поручил правительству, в числе прочего, до конца года, совместно с Агентством РК по защите и развитию конкуренции (АЗРК), проработать вопрос увеличения льготного кредитования частных лизинговых компаний, соответствующих критериям надежности, за счет средств республиканского бюджета и квазигосударственного сектора, в рамках мер господдержки, предусматривающих льготное лизинговое финансирование бизнеса

 

Это поручение бьет «в десятку», ведь рынок лизинга - долгосрочной аренды имущества с последующим правом выкупа, в Казахстане невелик и конкуренции на нем почти нет. 

 

За три месяца прошлого года в рамках программы льготного лизинга приобретено свыше тысячи единиц сельскохозтехники и освоено 40 млрд тенге. Даже после окончания программы заявки продолжали поступать. В этом году фермеры планировали просить сумму до 100 млрд тенге.

 

Драйверами роста нового рынка лизинга в 2023 году стали развитие крупных инфраструктурных проектов, транспортной инфраструктуры, экологические, социальные и энергетические проекты, восстановление железнодорожного сегмента и рост спроса на сельскохозяйственную и строительно-дорожную технику. 

 

Лизинговые компании активно разрабатывают специальные программы на технику китайского производства, включающие скидки от производителей, возможности нулевого аванса и прочее.

 

Лидерами среди лизинговых компаний в Казахстане в 2023 году остались государственные компании.

 

«Моськи» и «слоны»

 

В сентябре 2022 года в Казахстане изменились условия работы на рынке лизинга: появились налоговые льготы по договорам от одного года, частные компании получили такой же, как у квазигосударственных, доступ к программам господдержки. 

 

Рынок лизинга в Казахстане развивается, но не безоблачно. Если в 2020 году портфель рынка лизинга в Казахстане составил 752 млрд тенге, то в 2022 году превышал 1 трлн тенге. 

 

Отличительная черта рынка - большой вес госкомпаний: Фонд развития промышленности (ФРП) и «КазАгроФинанс», на долю которых приходится в 2023 году 95% всего портфеля, а в 2020 году они совокупно обладали 97% текущего портфеля. Они - операторы госпрограмм, таких как «Льготный лизинг» и «Госпрограмма индустриально-инновационного развития (ГПИИР) РК на 2020-2025 годы».

 

«КазАгроФинанс» оказывает услуги лизинга сельхозтехники и оборудования, кредитует компании агропромышленного комплекса и имеет филиалы во всех регионах Казахстана.

 

На льготный лизинг в КазАгроФинанс подано 1215 заявок на 61,5 млрд тенге. Профинансировано заявок на 39,9 млрд тенге и 100 млн тенге составляет общий остаток. 

 

Лизинговые проекты: финансирование сельхозтехники, спецтехники для милиоративных и сельхозработ, беспилотных летательных аппаратов для сельхознужд, транспортных средств, в том числе, тягачей и прицепов по перевозке сельхоз- и рыбной продукции и продуктов их переработки, биологических активов, а также грузовых вагонов для перевозки зерна и другой сельхозпродукции, компания финансирует под годовую эффективную ставку вознаграждения (ГЭСВ) - 6,1%. Обеспечение и аванс по лизингу не требуется, льготный период составляет 1 год по основному долгу, срок выплаты - до 10 лет.

 

В Фонде развития промышленности (ФРП, ранее – БРК-Лизинг) можно получить оборудование стоимостью от 500 млн тенге. Ставка вознаграждения рассчитывается индивидуально, аванс - от 20% до 1%, срок лизинга 3-15 лет, ставка вознаграждения - 1%.

 

За 2022 год, согласно аудиторскому отчету, все показатели фонда выросли: чистая прибыль составила 22,4 млрд тенге и увеличилась по сравнению с 2021 годом, в 2,7 раза. Прибыль до налогообложения составила 25 млрд тенге, доход от операционной деятельности - 28 млрд тенге, чистый процентный доход - 28,7 млрд тенге. Активы фонда увеличились в полтора раза до 1,4 трлн тенге, обязательства - до 1,2 трлн, собственный капитал вырос до 205 млрд тенге.

 

Главное преимущество госкомпаний – доступ к капиталу. Основа их фондирования – бюджетные средства или займы материнских компаний по ставкам ниже уровня инфляции. Привлекаемые с рынка деньги обходятся ФРП и «КазАгроФинанс» тоже дешевле, чем частным компаниям, ведь у них есть рейтинг. Поэтому их клиентская база больше, портфель и сделки – крупнее. 

 

О равном доступе, производстве, прозрачности рынка мечтают «частники»

 

Частные лизинговые компании, а всего на рынке Казахстана работает около 20 лизинговых компаний, ощущают дефицит фондирования, почти не могут привлекать дополнительное финансирование, не имея достаточного уровня финансовой и управленческой стабильности, нетоксичных активов, портфелей с гарантированно высокой ликвидностью. Поэтому они не интересны инвесторам: IFC, ЕБРР или «Даму». Размер фондирования зависит от размера собственного капитала.

 

Эффективность рынка лизинга может вырасти, если «частники» получат, как они считают, равный с госкомпаниями доступ к 650 млрд тенге, аккумулированным в ФРП в рамках ГПИИР. 

 

Также, необходимо развитие отечественного производства. К автопроизводителям Казахстана: «СарыаркаАвтоПром», «КАМАЗ-Инжиниринг», «СеМАЗ» и другим, должны, в первую очередь, идти деньги лизинговых компаний, а не в европейский или китайский автопром, откуда, в основном, они сейчас импортируют технику. 

 

Также, лизинговый рынок не прозрачен. На нем нет четких правил игры и единого регулятора, нет требований к максимальной эффективной ставке вознаграждения, нет статистики, а без нее сложно анализировать рынок, принимать решения, проникать с предложениями в другие сферы экономики.

 

Бизнес в Казахстане в последние годы стал лучше понимать лизинг 

 

Рынок лизинга развивается в немалой степени потому, что МСБ наращивает инвестиции в основной капитал с помощью госпрограмм. Субсидирование ставки по ряду госпрограмм – лучший драйвер, но рынок растет и потому, что бизнес уже лучше понимает и принимает лизинг. К тому же, растет число лизингодателей - участников госпрограмм: льготный лизинг можно получить не только в госкомпаниях, но и в частных.

 

Понятно, что конкуренция на рынке почти отсутствует. Не развит рынок лизинга для физических лиц, и, по-видимому, пока в стране будут дешевые автокредиты, он так и не разовьется.

 

Есть еще и отраслевые проблемы. Так, компании лизинга медтехники считают, что медорганизации плохо информированы о преимуществах лизинга.

 

Не менее актуально отсутствие на рынке лизинга продуктов для физлиц - не предусмотрено законом о лизинге. А ведь есть объемный рынок легковых автомобилей. В Европе и США в лизинг частным лицам продается более трети всех новых автомобилей, автолизинг обошел по популярности автокредиты. Автокредитование уходит, нужны более современные и гибкие финансовые инструменты, считают многие казахстанцы.

 

Перспективное направление лизинга - оборудование 

 

На рынке лизинга представлено оборудование, используемое как крупными компаниями: энергетическое, машиностроительное, газо- и нефтедобывающее, так и предприятиями МСБ: складское, медицинское, пищевое, полиграфическое. 

 

Лизинг оборудования требует тщательного изучения из-за специфичности и невысокой ликвидности предметов лизинга, в отличие от автомобилей. В сегменте – компании с высокими компетенциями по оценке клиентов и самого оборудования, его поставщиков. 

 

Лизинг оборудования, это - возможность без залога и первого взноса, с минимальными бюрократическими и временными издержками модернизировать основные фонды и легально сэкономить на налогах.

 

До 90% оборудования арендуют компании МСБ. Крупный бизнес, обычно, закупает с использованием долгосрочных кредитов или проектного финансирования, формируя бюджеты на регулярное переоснащение. У МСБ же возникают вопросы к оценке лизингополучателей и к цепочке поставщиков продукции.

 

Лизинг оборудования интересен и молодым предпринимателям, технологическим стартапам. Часто в таких проектах фигурирует уникальное специфическое оборудование, требующее не просто поставки, а растаможки, пусконаладки, обучения, гарантийного обслуживания. Структура таких сделок - сложная. 

 

В лизинговых сделках с оборудованием полностью переложить риск на предмет лизинга практически невозможно, поэтому лизинговой компании нужно правильно оценивать финансовое состояние клиента и поставщика для минимизации рисков. Часто клиенты хотят приобрести эксклюзивное оборудование, которое необходимо проанализировать на ликвидность и на сопоставимость стоимости на рынке и покупной цены. 

 

Лизинговые договоры с оборудованием предполагают более жесткие условия по оплате и поставке у поставщиков. Оборудование - менее ликвидно, чем автомобили или техника, поставщики просят предоплату выше, а сроки поставки оборудования не в наличии - больше. 

 

Лизинг автомобилей 

 

Hyundai предлагает лизинг автомобилей - долгосрочную аренду с полным сервисным обслуживанием. Это удобно, если компании нужен транспорт, а покупка автомобиля - не в планах или нужен личный автомобиль и надолго. Компания не требует от бизнеса авансового платежа, процентов, срок аренды – от года до пяти.

 

Автотранспорт компания предлагает заменять по мере морального износа и не заботиться о содержании и управлении им. Компания «Astana Motors Finance» берет на себя обязательства по покупке, регистрации, страхованию, сервисному и техобслуживанию автомобиля на спецсервисном центре, уплату налогов и отчислений на весь период действия договора аренды и оказывает поддержку по всем страховым случаям с участием автомобиля. Когда срок аренды закончится, можно будет поменять автомобиль на новый или выкупить его. 

 

АО «Халык-Лизинг» предлагает компаниям новую продукцию отечественных и зарубежных заводов-изготовителей и их дилеров: техники, транспорта и оборудования, с полным гарантийным и сервисным обслуживанием.

 

Срок договора лизинга составляет от 37 до 60 мес., с первоначальным взносом от 20%, дополнительных залогов не требуется. Возможно установление гибкого графика погашения задолженности с учетом специфики деятельности предприятия, а также предоставление отсрочки по платежам до 12 мес. Минимальная сумма лизингового финансирования - 3 млн тенге, максимального порога нет.

 

«NUR Leasing» - предлагает услуги финансового и возвратного лизинга, спецтехники и автомобилей в лизинг, лизинг недвижимости. 

 

Компания - участник программы субсидирования ставки вознаграждения по договорам финансового лизинга частным компаниям в рамках реализации программы «Субсидии в рамках Нацпроекта по развитию предпринимательства на 2021-2025 годы».

 

Субсидирование процентной ставки по лизингу включает ставку – от 21.75% годовых, индивидуально, в тенге и ставку 6%, после субсидирования АО «ФРП Даму». Сумма финансирования – от 30 млн тенге, на срок от 36 мес., первоначальный взнос - от 20% от стоимости предмета лизинга. Страхование предмета лизинга и график погашения лизинговых платежей – индивидуально. 

 

Лизинг по программе «Даму» реализуется за счет собственных средств фонда. Лизинговые сделки МСБ заключаются на срок не более 84 мес., под ставку 16%, льготный период по погашению основного долга - до 12 мес., максимальный лимит финансирования 500 млн тенге, аванс - не менее 20% от стоимости предмета лизинга, страхование и установка GPS – обязательны.

 

Лизинговые компании смотрят на 2023 год оптимистично. В первую очередь потому, что видят желание государства на самом высоком уровне поддерживать рынок и его игроков: в том числе, частные лизинговые компании. 

 

Людмила Валентинова

 

Лизинг – финансовый инструмент, который подойдет не ко всем. Автокредиты же рассчитаны на широкую аудиторию. Если вы намерены купить автомобиль в кредит, то можно выбрать автокредит здесь, который будет отвечать вашим требованиям. 

 

Фото из открытых источников 

 

0
plusBell

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Узнайте, какой банк готов одобрить вам кредит

Оставить заявку!Белая стрелка

Другие новости