prodengi.kz

Банки и финансы

Казахстанцы назвали самые востребованные банки страны

417

Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка провело исследование основных показателей финансовой грамотности населения. Опрос проводился среди возрастных групп от 18 лет до 63 лет и старше в котором приняли участие 3 тыс. человек из 3 городов республиканского значения и всех областей Казахстана.

 

Респонденты назвали наиболее важные аспекты финансовой жизни – своевременная оплата счетов (48,4%), рациональный подход к покупкам (46,4%), также мониторинг бюджета (43,9%). 

 

В случае сверхлимитного расхода почти каждый третий респондент брал в долг (38,9%) и воспользовался кредитом (35,9%), из которых 12,5% прибегают к микрокредитам, 7,5% оформляют онлайн-кредит. Четверть использовала личные сбережения (23,7%), еще 13,1% снимали средствами с депозита. 

 

Накопительный опыт респондентов показал, что 48,2% откладывают деньги. Динамика последних трех лет показывает, что количество граждан, способных формировать сбережения после уплаты ежемесячных обязательных трат, умеренно растет: для сравнения так делали 30,6% граждан в 2020 году, 31,4% – в 2021 году и 31,5% в прошлом году. 

 

Мотивационный фактор приумножения своих сбережений характерен для 24,5%, которые собирают деньги на определенные покупки. Стабильность в аккумулировании финансовых средств отмечается у 16,3% населения.

 

За последние два года наиболее распространенными услугами были автокредитование (43%), пенсионный аннуитет (40,3%), потребительский кредит (39,9%) и дебетовая карта (39,8%). 

 

В будущем, услуги депозита (38,8%), ипотеки (39,4%) и онлайн кредитов (39,7%) сохранят свою востребованность. Данный ряд также пополнятся добровольными пенсионными накоплениями (38,1%), что позволяет сделать положительные прогнозы на будущее.

 

К наиболее выгодным условиям при оформлении кредита стремится почти половина респондентов. Процентная ставка при оформлении потребительского кредита является важным фактором для 45,6% респондентов во всех регионах Казахстана. Срок кредитования важен для 21,5% опрошенных, в основном из Западно-Казахстанской области (30,7%), Карагандинской (27,3%) и Атырауской (26,7%) областях. 

 

Менее значительными оказались показатели по сроку возврата (15,7%) и репутации банка (12,6%). На репутацию банка акцентируют внимание в основном в Абайской (16,7%) и Актюбинской (18%) областях и Туркестанской области (20,7%). 

 

При принятии решения оформить потребительский кредит респонденты понимают обязательность возврата в определенный срок (39,8%).  Импульсивное потребительское мышление характерно для 33,6% респондентов в основном из Северо-Казахстанской области (37,3%), Жамбылской (37,3%) и Туркестанской (38%) областях. Напротив, о высоком уровне финансовой осознанности отмечали в Атырауской (47,3%)и Улытауской (48%) областях.

 

Немаловажную роль при кредитовании играет компетентность менеджера финансовых организациях в вопросах раскрытия информации при получении займа. По результатам опроса, респонденты указали, что не получают подобные знания от кредитных менеджеров (34,6%) или не всегда (31,8%). 

 

При этом, менеджеры финансовых организаций показали высокий уровень информирования об ответственности клиента в случае наступления просрочки либо не погашения кредита. Согласно ответам респондентов, справляются отлично – 64,7% (в частности, «Хорошо» – 44,8% и «Очень хорошо» – 19,9%). Доля негативной оценки составляет 19,3% (в частности, «Очень плохо» – 14,3% и «Плохо» – 5%). 

 

Вместе с тем, информация об уровне дохода при оформлении заявки на кредит, у 38,2% респондентов чаще всего была завышена. Еще 22% не всегда указывают корректно доход, и скорее всего, судя по ответам респондентов, завышают для большей вероятности одобрения займа. 6,1% никогда не указывали свой реальный доход. И только 26,9% не искажают информацию и предоставляют достоверные данные. В гендерном разрезе женщины чаще идут на фальсификацию реальных данных о доходах (39%). Не всегда указывают корректные данные и завышают свой доход в большей степени респонденты среднего возраста – 30-49 лет (23,3% и 38,8%). Также очень часто завышают свой доход при подаче заявки на кредит, люди пенсионного возраста (43,8%).

 

Среди финансовых организаций наибольшая популярность остается у Kaspi Bank – 46,1% (в 2022 г. показатель составлял 40,2%). В топ-3 банков по использованию услуг также вошел Halyk Bank у которого показатель составил 25,7% (в 2022 г.- 39,1%), третье место, как и в прошлом году остается у Отбасы банк – 8,1% (в 2022 г. – 20,3%). 

 

Фото из открытых источников 

0
plusBell

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter