Как внедряется цифровой юань
Пилотный проект запуска цифрового юаня – самый крупный как по объему цифровой валюты в обращении, так и по числу пользователей. Кроме того, использование e-CNY в ходе пилотного проекта охватывает очень широкий набор вариантов – от оплаты повседневных покупок до уплаты налогов, пишет Еcons.
Работу над CBDC Народный банк Китая (НБК) начал в 2014 году: тогда была создана специальная исследовательская группа, которая изучала способы эмиссии, ключевые технологии, особенности обращения цифровой валюты и имевшийся на тот момент международный опыт. В 2016 г. в Китае появился Институт цифровых валют (Digital Currency Institute), который разработал первый прототип CBDC, а уже в конце 2017 г. НБК начал сотрудничать с коммерческими банками для разработки и тестирования этого продукта. В 2019 году НБК запустил пилот в Шэньчжэне, Сучжоу, Сюнъане, Чэнду и в локациях проведения зимней Олимпиады в Пекине. К лету 2024 г. цифровой юань был доступен в половине административных образований страны.
Цифровой юань следует существующей двухуровневой банковской системе, где верхний уровень представлен центральным банком, а нижний – кредитными организациями. Народный банк Китая (НБК) выпускает и выкупает е-CNY через десять уполномоченных коммерческих банков. Банки выступают в качестве основных посредников и распространяют e-CNY среди широкой публики, обеспечивая создание цифровых кошельков, через которые происходят транзакции между пользователями. Цифровой юань, как и обычные наличные, не приносит пользователям процентного дохода, что исключает вытеснение им банковских депозитов. НБК не взимает комиссию с банков за работу с e-CNY, а банкам не разрешается взимать комиссии с пользователей цифрового юаня.
Небанковских финансовых посредников, таких как платформы AliPay и WeChat Pay, власти побуждают продвигать использование e-CNY в качестве одного из способов оплаты в их бизнес-экосистемах.
Пилотный проект по внедрению цифрового юаня начался в 2019 году с нескольких провинций, в 2024 году в нем участвовала уже половина административных образований страны – 17 провинций и города центрального подчинения. Для продвижения цифрового юаня среди населения использовалось несколько способов.
Лотереи и бесплатная раздача цифровых юаней. Местные администрации распространяли e-CNY через цифровые «красные конверты» (в красных конвертах в Китае принято дарить на праздники наличные), устраивая лотереи. Выигранные купоны в цифровых юанях можно было использовать для оплаты товаров в розничных магазинах, пополнения транспортных карт – но конвертировать в наличные было нельзя. В феврале 2023 года бесплатная раздача цифровых юаней, приуроченная к фестивалю в Шэньчжэне, позволила увеличить темп открытия кошельков в e-CNY с около 145000 в три дня перед акцией до почти 190000 в следующие три дня.
Скидки при оплате товаров или услуг. Например, в октябре 2022 года один из банков предлагал скидки за оплату в e-CNY, и если за три дня до этого было создано около 30000 новых кошельков, то в день мероприятия и следующие за ним два дня – почти 140000.
Оплата общественного транспорта. В Гуанчжоу, третьем по величине населения городе страны, в 2022 году стали принимать оплату в e-CNY за проезд в трамваях – для этого нужно сгенерировать QR-код в приложении цифрового юаня. Некоторые другие города тоже ввели оплату услуг общественного транспорта в цифровых юанях. В Сучжоу при запуске новой ветки метро в 2021 году все установленные там автоматы для продажи билетов принимали платежи в e-CNY.
Государственные выплаты и платежи государству. В начале 2022 года Bank of Communications, один из крупнейших коммерческих банков Китая, в партнерстве с Центром трудоустройства Шанхая выплачивал в e-CNY пособия по безработице. В Тяньцзине в мае 2022 г. госслужащие получили уведомление о необходимости создать кошельки e-CNY для получения зарплаты в цифровых юанях; аналогично в апреле 2023 г. власти Чаншу объявили, что госслужащие начнут получать зарплату в e-CNY. В нескольких провинциях стали принимать от физлиц уплату налогов в цифровых юанях.
Расширение числа участников системы e-CNY. В 2021 г. платформы электронной коммерции, использующие WeChat или AliPay, такие как JD (самая крупная ритейл-компания Китая по выручке, по оценке Fortune China; более 340 млн активных пользователей в месяц) и Ctrip (у этого приложения для туризма почти 70 млн активных пользователей в месяц), стали включать e-CNY как альтернативное средство платежа после того, как их обязали это делать регуляторы. Apple, Huawei, Xiaomi, Vivo, OPPO и другие производители смартфонов начинают включать приложение e-CNY в свои каталоги.
Расширение числа сценариев использования e-CNY. В мае 2023 г. одна из брокерских компаний стала предлагать финансовые продукты в e-CNY. С сентября 2023 г. стало возможным приобретать предоплаченные в e-CNY пакеты на услуги спортзалов. Расширение возможностей использования цифрового юаня затрагивает не только население: в октябре 2023 г. China Petroleum провела первую сделку по продаже нефти на Шанхайской нефтегазовой бирже в цифровом юане.
К середине 2024 года объем транзакций в цифровом юане вырос до 7 трлн юаней (около $986 млрд) – почти вчетверо за 12 месяцев. Тем не менее процесс внедрения цифрового юаня все равно находится на начальных этапах, оценивают авторы исследования. Средний баланс кошелька в цифровой валюте центробанка в расчете на душу населения составляет лишь около 12 юаней против, например, аналогичной оценки в 98000 юаней для банковских депозитов.
Для пользователей предпочтительным средством платежа остаются банковские карты и электронные кошельки платежных приложений: в 2023 г. объем транзакций с использованием таких приложений составил 572,3 трлн юаней, с использованием банковских карт – почти в два раза выше. В структуре наличных денег (денежный агрегат М0) на долю цифрового юаня приходится менее 0,2%.
Причины ограниченности внедрения e-CNY
Экономисты приводят несколько причин, по которым внедрение цифрового юаня продолжает носить ограниченный характер.
Китай к моменту появления e-CNY и так в значительной степени стал безналичной экономикой благодаря технологиям мобильных платежей. CBDC как субститут наличных денег не является для китайских пользователей новацией и сталкивается с конкуренцией с уже устоявшимися средствами электронных платежей (AliPay, WeChat Pay).
Центробанку непросто постоянно создавать стимулы для всех сторон транзакций. Банки не могут генерировать прибыль от e-CNY так же, как от банковских карт, или использовать цифровую валюту для открытия депозитов и создания кредитов, при этом они несут операционные издержки на адаптацию существующих технологий для работы с e-CNY-кошельками.
Экосистема e-CNY также пока менее привлекательна, чем у технологических гигантов Alibaba и WeChat. К этим платформам привыкли продавцы; платформы предлагают продукты с процентным доходом, персонализированные продукты для онлайн-покупок, а также такие «социальные» сервисы, как чаты, обмен видео. К тому же они выигрывают от больших объемов пользовательских данных, которые позволяют им разрабатывать дополнительные «надстройки» к своим экосистемам.
Стимулы для граждан пользоваться e-CNY относительно слабые при наличии систем электронных платежей для использования небольших сумм и банковских карт для существенных расходов. Выгода от переключения на CBDC неочевидна, несмотря на бонусы для участников, пишут авторы. При этом, в отличие от наличных денег, e-CNY не характеризуется анонимностью.
В условиях сильной рыночной конкуренции с существующими системами электронных платежей ресурсы правительства по продвижению e-CNY ограничены – по сути, самым эффективным оказывается регуляторное принуждение.
Фото из открытых источников
Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter