Иностранные IT-гиганты платят в разы меньше отечественных компаний
С 2022 года в Казахстане действует так называемый «налог на Google» — НДС для иностранных интернет-компаний, который должен был уровнять их в правах с местными игроками. Однако, как показывают данные, конкурентные условия так и не были достигнуты: налоговое бремя казахстанских компаний несопоставимо выше, пишет Ranking.kz.
В Казахстане зарегистрировано более 110 международных компаний как плательщиков НДС. В их числе — Google, Apple, Netflix и Amazon, которые платят налог с продаж цифровых услуг, таких как реклама, контент и подписки. В 2024 году к списку добавились Temu, Twitch, Alibaba и другие.
Несмотря на это, их общий вклад в бюджет оказался скромным на фоне местных компаний. По итогам 2024 года 76 иностранных интернет-компаний суммарно перечислили в казну около 41 млрд тенге. Для сравнения:
Temu — 5,9 млрд тенге
iHerb — 4,6 млрд тенге
Lamoda — 1,3 млрд тенге
eBay — 308,2 млн тенге
Aliexpress — 151,1 млн тенге
Тем временем только пятерка крупнейших казахстанских маркетплейсов заплатила в бюджет 185,5 млрд тенге:
Kaspi.kz — 133,7 млрд тенге
Wildberries — 37 млрд тенге
Ozon — 9,8 млрд тенге
OLX — 3,6 млрд тенге
Flip.kz — 831 млн тенге
Таким образом, один только Kaspi.kz внес в бюджет в 3,2 раза больше, чем все 76 иностранных компаний вместе взятых.
Почему это происходит?
Причина — в разнице налоговых обязательств. Иностранные компании, зарегистрированные только как плательщики НДС, не несут нагрузки в виде корпоративного подоходного налога, социальных отчислений, налогов на имущество и других платежей, обязательных для казахстанских юрлиц.
Эксперты отмечают, что «налог на Google» стал лишь первым шагом к налоговому паритету, но он не решает проблему полностью. Отечественные компании не только несут полную налоговую нагрузку, но и создают jobs, развивают инфраструктуру и инвестируют в местную экономику.
Фото из открытых источников
Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter