Иностранные инвестбанки могут увеличить портфель ЕНПФ
Зарубежные финансовые организации могут получить больше пенсионных денег в управление. Данная норма обсуждается в текущий момент. Управляющий директор центра развития рынка ценных бумаг АФК Даурен Тасмагамбетов рассказал LS о том, к чему это может привести.
По его мнению, передача части средств ЕНПФ может вызвать дополнительный интерес со стороны иностранных финорганизаций. При этом Тасмагамбетов не исключил, что практическая реализация может столкнуться с определенными трудностями, поскольку 16,59% от всех пенсионных накоплений уже находятся в управлении зарубежных компаний.
«Важно определить, сколько еще активов можно им передать по такой схеме. Полагаем, что в самых смелых прогнозах эта цифра может варьироваться от 20% до 35%, но решение должно быть консенсусным, чтобы не вызвать возражений у вкладчиков, не допустить дискриминации отечественных управляющих инвестпортфелем (УИП), которым данные средства не передаются на тех же условиях, и не подвергнуть активы ЕНПФ риску», – подчеркнул спикер.
Собеседник LS напомнил, что в работе с иностранными управляющими Нацбанк придерживается классической двухкомпонентной модели вознаграждения. Она состоит из комиссий за управление и за успех. На фоне этого он сомневается в том, что зарубежные компании когда-либо согласятся на условие возмещения потерь за свой счет. Отметим, что на 1 августа текущего года таким компаниям переданы активы ЕНПФ на 3,3 трлн тенге.
«Принимая во внимание, что 16,59% пенсионных денег уже находятся в зарубежном управлении, необходимо обоснованное понимание, стоит ли увеличивать эту долю. Возможно, в эпоху глобальной экономической турбулентности текущее положение вещей обосновано и оправдано», – считает Тасмагамбетов.
Вместе с тем эксперт обратил внимание на дисбаланс, который наблюдается в передаче сбережений на старость местным УИП. На его взгляд, прогресс в данном направлении за прошедшие три года незначительный – лишь 0,27%, или 54,79 млрд тенге, от общего объема активов ЕНПФ (данные на 1 августа 2024 года – прим. LS).
Данную ситуацию он связывает с двумя факторами. Первый из них – низкий уровень заинтересованности вкладчиков в качественном управлении сбережениями.
«Причина этого преимущественно в коротком горизонте финпланирования у наших сограждан, больше стимулированных в выводе части пенсионных накоплений на приобретение недвижимости или медицинские нужды, нежели в обеспечении будущего благосостояния в старости», – пояснил Тасмагамбетов.
Второй фактор – недостаточная мотивация со стороны ЕНПФ и Нацбанка, предлагаемая частным УИП, а также очень жесткие правила в отношении них.
«Первая группа причин, к сожалению, является характерной чертой нашего рынка. Формальные занятия по повышению финграмотности не решат эту проблему, нужен коренной сдвиг в ментальности вкладчиков. Обязательные пенсионные взносы многие казахстанцы воспринимают как некий налог, а не собственные сбережения или накопления. Кроме того, их размер (в силу того, что отчисления либо не делались, либо были в минимальном объеме) у большого числа людей настолько незначителен, что даже не рассматривается всерьез как залог будущей обеспеченной старости», – отметил представитель АФК.
Другая сложность заключается в консервативности подхода финрегулятора, у которого в приоритете стоит сохранение средств ЕНПФ, а не их приумножение, считает Тасмагамбетов.
Для сравнения он привел данные по доходности Нацбанка и УИП в 2023 году. Так, наибольший показатель в 17,2% принадлежал частной компании, тогда как у главного банка он был на уровне 10,11% при официальной годовой инфляции в 10,8%.
«Таким образом, львиная доля пенсионных активов не приросла в реальной стоимости вследствие консервативной политики управления. При этом УИП, в отличие от Нацбанка, в случае отрицательной доходности отвечают собственным капиталом. В этих условиях они, наверное, могут задаться резонным вопросом, в чем экономический смысл нести множественные обязательства в отсутствие достаточной мотивации», – подчеркнул эксперт.
В целом Тасмагамбетов отметил, что роль регулятора будет крайне важной в части предоставления доступа к средствам ЕНПФ зарубежным компаниям. А именно в установлении ориентиров ожидаемой доходности (бенчмарков).
«Полагаем, что для консервативной инвестиционной стратегии этот показатель должен рассчитываться так, чтобы обеспечить доходность в размере "инфляция +2%", а умеренные и агрессивные подходы должны преследовать более амбициозные цели», – считает он.
По словам спикера, данная мера, как и либерализация требований к УИП, теоретически может помочь увеличить эффективность управления пенсионными активами. При этом правила игры и баланс риска и доходности должны устанавливаться регулятором в интересах казахстанцев, резюмировал Тасмагамбетов.
Фото из открытых источников
Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter