prodengi.kz

Банки и финансы

Индекс финансового стресса остается умеренным – АКРА

615

Индекс финансового стресса АКРА для Казахстана в 2023 году демонстрирует умеренный рост. Финансовый стресс в целом незначителен и во многом обусловлен жесткими монетарными условиями, повышающими риск срочности и процентные расходы. В отчет АКРА указывается на стабильно высокие валютные пассивы корпоративного сегмента, которые, как ожидается, отчасти будут нивелированы за счет большего удержания валютной выручки на фоне отмены обязательной нормы ее продажи.

 

«Базовые риски для экономики связаны с триггерами валютного риска, хотя их влияние несколько ослабло. С точки зрения дисбаланса активов и пассивов наиболее ощутим дисбаланс ликвидности в финансовом секторе. Это происходит на фоне более высоких темпов роста денежной массы относительно объемов банковского кредитования с марта текущего года, а дисбаланс преимущественно был связан с долговыми пассивами банков второго уровня и ростом процентных расходов», - говорится в документе АКРА.

 

АКРА отмечает, что с начала года влияние на индекс оказывали процентные ставки, по которым на рынке предоставлялась ликвидность, дифференциал ставок в тенге к ставкам в иностранной валюте, фоновая (хотя и невысокая) волатильность курса тенге, а также более существенные темпы прироста денежной массы в экономике относительно кредитования со стороны банков второго уровня. Учитывая эти тенденции, структурный индекс финансового стресса ACRA SFSI KZ показал относительно высокий уровень стресса в финансовом секторе, тогда как в корпоративном сегменте, где ранее стресс был повышенным, сместился в область отрицательных значений.

 

Во второй половине 2023 года, как полагает АКРА, вклад процентных расходов по обязательствам банков может уменьшиться благодаря стабилизации инфляционной динамики, способствующей потенциальному понижению регулятором базовой ставки.

 

«Расчетный дисбаланс активов и обязательств в иностранной валюте формировался в экономике под воздействием финансового и нефинансового (корпоративного) секторов. В нефинансовом секторе дефицит был обусловлен валютными долговыми пассивами и некоторым ростом процентных расходов, однако влияние этого сектора нивелируется в связи с ожидаемыми поступлениями экспортной выручки в иностранной валюте. В августе 2023 года для квазигосударственных структур была отменена обязательная норма продажи на рынке валютной выручки (ранее составляла 50%, в июле была снижена до 30%, а затем отменена), что способствует увеличению объема удержания иностранной валюты», - считают в АКРА.

 

Основным фактором, определявшим динамику ACRA SFSI KZ за истекший период 2023 года, был дисбаланс ликвидности, что говорит о сохранении тренда последних лет. Так, если в 2016–2017 годах оба типа дисбаланса — валютный и дисбаланс ликвидности — вносили соразмерный вклад в динамику индекса финансового стресса, то с 2018 года, по мере снижения девальвационных настроений и волатильности курса тенге, доминирующим стал дисбаланс ликвидности.

 

«Триггер, связанный с валютным риском, в 2022 году вносил существенный вклад в совокупный потенциал триггерного события (потенциал риска), а последний раз он существенно вырос летом прошлого года. Однако в 2023 году оценка триггера — нормированного взвешенного уровня волатильности курса тенге — стала более умеренной. Триггеры, связанные с риском рефинансирования, находятся на умеренном уровне с начала 2022 года, что говорит о невысокой вероятности реализации указанного риска. Это во многом обусловлено незначительным спредом между рыночной и базовой ставками, а также относительной стабильностью последней на протяжении 2023 года», - заключили в АКРА.

 

Фото из открытых источников

0
plusBell

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter