Финансовая система Казахстана от банков до микрофинансовых организаций
В нынешнее непростое время сокращения числа банков в Казахстане, попыток изоляции ближайшего соседа и крупнейшего торгового партнера Казахстана - России от мировой финансовой системы и рисках ее трансформации и фрагментации, возможном снижении доверия к международным платежным системам, стоит понимать суть финансовой системы собственной страны и ее структуру. Финансовая система, это - накапливание денежных доходов и последующее их распределение.
История финансовой системы независимого Казахстана началась, в немалой степени, с создания национальной валюты – тенге, в 1993 году. В 1998 году в Казахстане проведена пенсионная реформа, а в 2000 году для обеспечения стабильного социально-экономического развития, снижения зависимости от неблагоприятных внешних факторов создан Национальный фонд Казахстана.
За последние пять лет совокупные активы финансовой системы увеличились на 74,5% до Т44,3 трлн. Это составляет 54,5% к ВВП, что существенно уступает показателям стран, находящихся на схожих этапах экономического развития.
Национальный банк Казахстана
Центральный банк страны – Национальный банк Республики Казахстан. Цель Нацбанка - обеспечение стабильности цен в стране. Задачи Национального банка: разработка и проведение денежно-кредитной политики, обеспечение функционирования платежных систем, содействие обеспечению стабильности финансовой системы и развитие финансовой статистики.
С переводом экономики на рыночную модель управления в Казахстане была создана двухуровневая банковская система: первый уровень – Национальный банк, называющийся так с 1993 года и второй уровень – все остальные банки.
В настоящее время действует закон от 30 марта 1995 года № 2155 «О Национальном банке Республики Казахстан». К крупным организациям и дочерним предприятиям Нацбанка относятся: Казахстанский центр межбанковских расчетов (КЦМР), который проводит межбанковские платежи и переводы денег и обеспечивает безопасность платежных систем и наличие технического и программного обеспечения, Казахстанский монетный двор, Банкнотная фабрика, Казахстанский фонд гарантирования депозитов, Центральный депозитарий ценных бумаг и другие.
Национальный банк сотрудничает с Евразийским экономическим союзом (ЕЭК), Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС), центральными банками Европы и Азии, Международным валютным фондом (МВФ) – специализированным учреждением ООН, Всемирным банком, ЕБРР и другими финансовыми институтами, заключая кредитные соглашения и разрабатывая индикаторы рынка.
Банковский сектор
Финансовая система Казахстана характеризуется банкоцентричной моделью: на банки приходится порядка 85% активов финансовой системы, на остальные секторы финансового рынка - 15%. На 1 июля 2022 года в Казахстане работало 22 банка второго уровня, из которых 13 банков с иностранным участием, в том числе, 10 дочерних банков.
В июне 2022 года к банкам по выявленным нарушениям применены: 1 рекомендательная мера надзорного реагирования в части представления отчета об исполнении плана мероприятий AQR и два письменных предписания за нарушения пруденциальных нормативов и норм закона о банках.
В банковском секторе, несмотря на списание около Т7 трлн проблемных кредитов, кредитный портфель вырос на 46% до Т18,5 трлн, что составляет 22,5% к ВВП. Прибыль казахстанских банков снизилась по итогам 6 мес. 2022 года на 46% и составила Т355 млрд, сообщало агентство по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР) РК. Рентабельность банковских активов (ROA) на 1 июля 2022 года снизилась на 0,5% до 2,7%, рентабельность капитала (ROE) – на 4%, до 21,9%.
Активы банков второго уровня Казахстана, по данным Национального банка, сокращались три месяца подряд и составили на 1 июня 2022 года Т37,1 трлн, сократившись за этот период на 2,9% или на Т1,1 трлн.
Видимо, банковская система начинает сокращаться вместе с экономикой Казахстана. Обязательства банков за март-май сократились на 3,4% или также на Т1,1 трлн, до Т32,4 трлн, капитал банков второго уровня РК на 1 июня, по сравнению с 1 марта 2022 года, вырос на 1% или Т46 млрд, до Т4,7 трлн.
Казахстан испытал на себе жестокие экономические потрясения в начале 1990-х годов, но к началу 2000-х началось экономическое оживление и ежегодный прирост валового внутреннего продукта (ВВП) в те времена достигал 7%. По сравнению с центральноазиатскими постсоветскими странами, Казахстан имел довольно высокий уровень ВВП на душу населения, который в 2010 году составлял $12800 на человека.
Внешний долг Республики Казахстан с 1 января 2021 года вырос на 3% или на $4,8 млрд, до $163,4 млрд. В структуре внешнего долга Казахстана 93,9% по срокам погашения приходится на долгосрочный, более 1 года, внешний долг, что, с одной стороны, снижает риски ликвидности, а с другой — усиливает влияние изменения общих рыночных требований на погашение и обслуживание долга, а по видам финансовых инструментов преобладали кредиты и кредиты, привлеченные от нерезидентов, составляя 78,6% и долговые ценные бумаги, находящиеся в распоряжении нерезидентов - 13%.
Девальвация в Казахстане в период с апреля по октябрь 1999 года составила 60%. 4 февраля 2009 года Нацбанк Казахстана прекратил поддерживать национальную валюту – тенге, на уровне 120 тенге за доллар и девальвация тенге составила 25%, а по 2009 году - 17%. Девальвация в 2015 году стала результатом перехода к плавающему курсу тенге, который был призван поддержать и увеличить объём казахстанского экспорта, а также сократить расходы на поддержание курса тенге.
Агентство Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка Агентство Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР) уже дважды выделялось из структуры Национального банка специально для регулирования финансового рынка.
АРРФР определяет подходы и методы регулирования финансового рынка с учетом международных стандартов: Базельского комитета, Международной ассоциации страховых надзоров, Международной организации пенсионных надзоров, Международной организации комиссий по ценным бумагам, Европейского Союза, Совета по исламским финансовым услугам. АРРФР оказывает содействие развитию финансового рынка Казахстана, финансовых продуктов, обеспечивает равные условия для добросовестной конкуренции финансовых организаций, противодействует злоупотреблениям на финансовом рынке.
АРРФР надзирает за деятельностью банков второго уровня и их аффилированных лиц, АО «Банк развития Казахстана», банковских конгломератов, ипотечных организаций, дочерних организаций национального управляющего холдинга в сфере агропромышленного комплекса, национального оператора почты, кредитных бюро, временных администраций и ликвидационных комиссий банков, сосредотачивая надзорные ресурсы на областях, наиболее подверженных рискам.
Государственные активы Казахстана сконцентированы в госхолдинге «Самрук-Казына», который поддерживает банки в случае необходимости, выкупая пакеты акции этих банков или создавая дочерние организации, как например, Фонд стрессовых активов.
Защита прав потребителей АРРФР, в основном, была связана с рассмотрением агентством заявлений заемщиков об оказании содействия и принятии мер для снижения их долговой нагрузки.
Страховой сектор финансовой системы Казахстана
На 1 июля 2022 года страховой сектор Казахстана представлен 27 страховыми организациями, из которых 9 – по страхованию жизни. Активы страховых (перестраховочных) организаций выросли, в основном, в результате роста доходов по страховой деятельности и положительной переоценки стоимости валютных активов, с начала 2022 года на 7,7% и составили 1,97 трлн тенге. За последние пять лет активы страховщиков выросли вдвое, до Т1,8 трлн и достигли 2,3% к ВВП, что связано с ростом объемов страховых премий.
В июне 2022 года к страховщикам применены 2 рекомендательные меры надзорного реагирования, выдано 3 согласия на избрание руководящего работника и 1 отказ в выдаче согласия на приобретение статуса страхового холдинга, переоформлена 1 лицензия по отрасли «общее страхование».
Рынок ценных бумаг Казахстана
Рынок ценных бумаг, это - сфера экономических отношений, связанных с выпуском и обращением ценных бумаг. На фондовом рынке Казахстана капитализация составила Т44,2 трлн или 53,8% по отношению к ВВП, увеличившись за последние пять лет на 70%. В структуре капитализации 65% приходится на акции, 35% – на облигации.
Государственное регулирование рынка ценных бумаг обеспечивает АРРФР
Рынок ценных бумаг Казахстана подразделен на неорганизованный рынок ценных бумаг, где сделки с ценными бумагами проходят без соблюдения требований, установленных фондовой биржей и котировочной организации внебиржевого рынка ценных бумаг и организованного рынка ценных бумаг, торгуемых в соответствии с документами фондовой биржи и котировочной организации внебиржевого рынка ценных бумаг.
Участниками рынка являются: индивидуальные и институциональные инвесторы, эмитенты, профессиональные участники рынка ценных бумаг, организаторы торгов - фондовая биржа или центральный депозитарий и профорганизация.
Казахстанская фондовая биржа (KASE) универсальна и интегрирована, включает в себя валютный и денежные рынки, срочный рынок и рынок ценных бумаг.
Международный финансовый центр «Астана» (МФЦА) начал работать с 2018 года. Деятельность компаний в рамках МФЦА регулируется на основании внутренних правил МФЦА, которые основываются на принципах английского права в целях повышения привлекательности для иностранных компаний и инвесторов. Казахстанское законодательство применимо только в той части, которая не урегулирована правилами МФЦА.
На базе МФЦА была создана специализированная Биржа МФЦА (Astana International Exchange (AIX), в состав акционеров которой, помимо МФЦА, вошли Шанхайская фондовая биржа, Электронная биржа Nasdaq, Фонд Шелкового пути, Goldman Sachs.
На 1 июля с начала 2022 года капитализация рынка акций снизилась на 27% или 7,9 трлн тенге до 20,9 трлн тенге, в основном, за счет снижения индексных компаний KASE из-за корректировки их цены на фоне ухудшения внешней конъюнктуры.
В июне 2022 года на профучастников рынка ценных бумаг АРРФР наложен 1 штраф и применено 6 мер надзорного реагирования. Основные нарушения выявлены по результатам дистанционного надзора.
К эмитентам ценных бумаг в июне 2022 года применено 13 письменных предупреждений и 1 письменное предписание, составлено 14 протоколов об административном правонарушении, наложено 17 административных взысканий, в основном из-за несоблюдения ими требований закона по раскрытию информации о своей деятельности и невыполнения требований ограниченных мер воздействия. В июне Агентством согласовано 6 руководящих работников профессиональных участников рынка ценных бумаг.
МФО
Микрофинансовый сектор стал регулироваться позднее других секторов. Он занимает все большую роль в финансировании малого и среднего бизнеса (МСБ).
В связи с включением в периметр регулирования всех кредитных организаций объем микрокредитов с 2019 года вырос более чем в 4,5 раза до Т1,4 трлн. В структуре микрокредитов 49% приходится на займы бизнесу и индивидуальным предпринимателям. По состоянию на январь 2022 года объём микрокредитования составил 743 млрд тенге.
С 2020 года приоритетным направлением деятельности АРРФР стала реформа микрофинансового сектора. Все микрокредитные компании: ломбарды, компании онлайн-кредитования и кредитные товарищества, вошли в периметр регулирования агентства.
В селах активно развивается работа кредитных товариществ. Общее количество сельхозтоваропроизводителей, вовлеченных в систему кредитной кооперации, составляет более 23 тыс. Кредитные товарищества финансируется за счет взносов участников и в рамках госпрограмм развития бизнеса через Аграрную кредитную корпорацию. Полученные средства перераспределяются в виде кредитов для участников.
Лицензирование микрофинансовой деятельности введено с 2021 года. Установлены минимальные пруденциальные стандарты по капиталу: для действующей МФО - 50 млн тенге с увеличением к 2023 году до 100 млн тенге, для кредитного товарищества – с 30 до 50 млн тенге, для ломбарда – с 30 до 70 млн тенге.
Для недопущения неконтролируемого роста долговой нагрузки населения для всех кредитных организаций установлен предельный размер годовой эффективной ставки вознаграждения - 56%, который в номинальном выражении или с учетом переплаты оценивается не более 45% в год от суммы выданного кредита. В 2021 году предельные ставки по банковским займам и микрокредитам снижены и дифференцированы.
С 2020 года введено ограничение по долговой нагрузке заемщиков, коэффициент которого все МФО обязаны рассчитать до выдачи микрокредитов. Сумма всех платежей по кредитам во всех финансовых организациях не может превышать 50% от ежемесячного дохода заемщика.
Также, ограничен доступ к кредитам для граждан с доходами ниже прожиточного минимума, введен запрет для МФО по начислению штрафов и пени при просрочке свыше 90 дней, при этом их сумма не может превышать 10% от основного долга.
МФО обязаны ежеквартально финансово отчитываться в Национальный банк и предоставлять информацию по всем выданным микрокредитам в кредитные бюро для корректной оценки долговой нагрузки заемщика.
На середину 2021 года лицензии получили 1064 МФО: 235 микрофинансовых организаций, 218 кредитных товариществ и 611 ломбардов. Остальные субъекты кредитования ликвидированы.
За 9 месяцев 2021 года совокупный кредитный портфель всех организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность, увеличился на 27,8% и превысил 1,3 трлн тенге.
Микрофинансовые организации не принимают депозиты населения и не имеют своей базы фондирования. Кредиты финансируются за счет средств акционеров в виде собственного капитала и привлеченных у банков, на фондовом рынке или от международных финансовых организаций, заемных средств. Стоимость фондирования - значительно выше банковской.
Для привлечения дополнительного фондирования упрощается доступ МФО на фондовый рынок и процедуры открытия счетов и регистрации в системах KASE и центрального депозитария.
Микрофинансовые организации (МФО) Казахстана за I полугодие 2021 года, по данным Нацбанка, получили 43,5 млрд тенге чистой прибыли, кредитные товарищества - 9,5 млрд тенге чистой прибыли, ломбарды РК - 19 млрд тенге чистой прибыли.
Людмила Валентинова
Фото из открытых источников
Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter