menu

Статьи

Что такое таргет инфляции

179

В Астане на расширенном заседании правительства под председательством президента подвели итоги социально-экономического развития Казахстана за 2024 год. Касым-Жомарт Токаев подчеркнул важность разработки нестандартных подходов для контроля инфляции и адаптации к новым экономическим вызовам.

 

«Национальному банку и правительству предстоит принимать смелые, неординарные, но выверенные решения. В условиях резко меняющейся мировой экономической конъюнктуры время, когда можно было действовать по шаблону, уже ушло. Поэтому принимаемые меры должны соответствовать новым серьезным вызовам», - сказал Токаев на расширенном заседании правительства во вторник.

 

Таргетирование (target = цель) — это управление чем-либо ради приближения к целевым показателям. В случае Национального банка Республики Казахстан речь идет об управлении инфляцией. 

 

На главной странице сайта регулятора один из центральных пунктов - «Цель по инфляции - 5%», и далее «Годовая инфляция - 8.6%». В нашей стране только Национальной банк имеет право ставить цели по инфляции и двигаться к ним благодаря денежно-кредитной политики. Итак, цель НБ – снизить инфляцию с 8.6% до 5%.

 

Идея 

 

Концепция таргетирования инфляции сформировалась в 1970–1980-х годах на основе исследований в области монетарной экономики. Её отцами считаются Милтон Фридман (он предложил идею контроля денежной массы для управления инфляцией) и Кнут Виксель (во многих исследованиях изучал влияние процентных ставок на экономику). Популяризатором идеи таргетирования инфляции стал Бен Бернанке (восемь лет занимал пост главы ФРС США). 

 

Первой страной, которая официально применила политику таргетирования инфляции, стала Новая Зеландия в 1989 году. Почти 10 лет это государство безрезультатно боролось с высокой инфляцией, после введения политики таргетирования за два года рост цен снизился до 1%. 

 

Распространение:

 

Канада (1991)

 

Великобритания (1992)

 

Швеция (1993)

 

Австралия (1993)

 

Еврозона (1999) — Европейский центральный банк внедрил модифицированную форму таргетирования инфляции.

 

США (официальное принятие в 2012 году, хотя де-факто элементы этой политики использовались и ранее).

 

Таргетирование 

 

Резкий взлет цен на международном рынке отменить не может ни один регулятор, но можно сгладить последствия и для это центральные банки разных стран мира прибегают к:

 

повышению базовой ставки (когда она растет деньги становятся дороже, и это снижает кредитный спрос, люди начинают не тратить а копить, соответственно снижается спрос на товары и услуги, цены падают);

 

государственным инвестициям: увеличивая их, можно стимулировать экономический рост (поддержка правительства во время пандемии COVID-19);

 

изменению налоговой политики, но за это отвечает правительство (рост налогов способен изымать денежную массу из оборота, что тоже снижает спрос на товары и услуги); 

 

повышению или понижению норм резервирования для банков (банки аккумулируют большое количество денег, и, если это начинает влиять на рост цен в стране регуляторы во всем мире влияют на банки второго уровня). 

 

Стоит отметить, что Национальный банк Казахстана с 2015 в своей денежно-кредитной политике ориентируется на долгосрочную стабильность, а не на одномоментное снижение цен. Регулятор понимает, что важно не только удерживать инфляцию в целевом диапазоне, но и поддерживать экономический рост.

 

Фото из открытых источников 

0
plusBell

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter