prodengi.kz

Личные финансы

Что такое социальная лень и как с ней бороться

123

В больших компаниях работа вроде бы кипит, люди заняты делом. Но если взять каждого по отдельности, оказывается, что одни делают меньше, чем другие. Этот феномен называется эффектом Рингельмана или просто — социальной ленью, пишет издание «БКС Мир инвестиций».

 

В 1913 году французский ученый Максимилиан Рингельман провел простой эксперимент, используя для этого перетягивание каната. Людей просили тянуть веревку сначала индивидуально, а затем небольшими группами по 7 и 14 человек.

 

Все это время Рингельман фиксировал максимальную тяговую силу с помощью специального прибора — динамометра. Оказалось, что при индивидуальной тяге максимальное значение составляло 85,3 кг. Однако, когда в соревнованиях участвовало несколько людей, этот показатель снижался: в группах по 7 человек — до 65 кг, по 14 человек — до 61,4 кг.

 

Этот эксперимент наглядно показал, что чем больше людей занимаются работой, тем меньше усилий прикладывает каждый конкретный человек, а значит, и вся группа в целом.

 

Позже подобные эксперименты проводились не один раз. Однако результат всегда был одинаковым. К примеру, в конце 1970-х гг. ученые Бибб Латане, Киплинг Уильямс и Стивен Харкинс измеряли громкость хлопков испытуемых по отдельности и в группе. Их просили аплодировать изо всех сил. Оказалось, что по одиночке люди хлопают гораздо громче. А чем больше людей, тем меньше усилий они прикладывают. 

 

Позже ученые предположили, что в большой группе на участников оказывается меньшее социальное давление, из-за этого они гораздо меньше стараются. Кроме того, ученые сделали вывод, что, когда людей много, они реже ждут похвалы за проделанную работу.

 

Сегодня эффект Рингельмана называют социальной ленью. Это понятие используют, когда речь идет о снижении продуктивности каждого отдельного человека по мере роста количества людей в группе.

 

У этого феномена есть несколько причин: 

 

В больших группах люди становятся «безликими». То есть у коллектива вроде есть большая цель, разбитая на небольшие задачи, которые выполняют сотрудники. Однако на каждого конкретного человека никто не обращает внимания. От этого человеку может казаться, что его труд незаметен и можно не стараться.

 

Сознательно или бессознательно сотрудники устанавливают у себя в голове определенную планку — в каком ритме и объеме выполнять задачи, чтобы не отбиваться от других. Иначе велика вероятность получить дополнительную работу, которую коллеги почему-то не делают.

 

Когда человек работает в одиночку, он боится мнения окружающих, поскольку его оценивают. От этого он выполняет свои задачи лучше. А вот в коллективе легко потеряться, поскольку за тобой никто пристально не следит.

 

Работа в коллективе подразумевает, что за результат будут отвечать все. А значит, уровень личной ответственности снижается, а у некоторых пропадает вовсе.

 

Бывают коллективы, где люди просто не понимают, к чему нужно стремиться. Возможно, им плохо объяснили цели работы или, скажем, нет выстроенной системы премирования. В результате в больших группах снижается желание что-то делать, поскольку сотрудники не понимают, зачем нужна их работа и что она может изменить. 

 

Как побороть социальную лень

 

Увеличение штата компании — чаще всего необходимая мера. Если бизнес растет, людей должно становиться больше, поскольку количество задач увеличивается. Чтобы эффект Рингельмана не навредил бизнес-процессам, можно использовать следующие методы:

 

Каждый участник группы должен понимать, что именно он делает, какие задачи выполняет и какое значение конкретно его работа имеет для достижения общей цели. 

 

Человек должен осознавать, что работает не просто так, и понимать, в том ли направлении движется. Поэтому важно, чтобы руководство оценивало его результаты, чаще подчеркивало положительные моменты и указывало на недочеты. Так сотрудник поймет, что его труд видят.

 

Речь идет как о коллективных, так и индивидуальных целях. Коллектив должен понимать, к какому результату нужно стремиться, а отдельному человеку важно знать свое место в группе и то, какие задачи нужно для этого выполнить.

 

Можно выводить команду на тимбилдинги или же просто устраивать совместные мероприятия. Людям важно узнавать друг друга не только в работе, но и в жизни. Это помогает им лучше понять друг друга, что позитивно сказывается на рабочих отношениях. 

 

В коллективе важно, чтобы люди понимали не только свою работу, но и то, чем занимаются другие сотрудники. Это укрепляет мотивацию.

 

Не нужно бояться поднимать планку, но делать это надо постепенно. Тогда люди будут сталкиваться с новыми вызовами, расти в своих профессиональных навыках, но без резких скачков.

 

Фото из открытых источников 

0
plusBell

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter