Сможет ли платёжная система РК вытеснить МПС
Напомним, глава Национального банка Ерболат Досаев сообщил, что механизм планируется создать до 1 октября 2020 года.
Аналитик «Финама» Сергей Дроздов отметил, что зависимость от иностранных платежных систем создает уязвимость финансовой системы любой страны. В качестве примера он привел опыт России, которая из-за санкционного давления со стороны США была вынуждена разработать собственный механизм оплаты.
«Однако Казахстан на данном этапе не испытывает крайней необходимости идти по российскому пути. Кроме того, создание национальной платежной системы является недешевой затеей. Также ее популярность из-за ограничения использования исключительно внутри страны будет весьма низкой. В таком случае встает вопрос о целесообразности реализации данного проекта. Что же касается теневой экономики, то для борьбы с ней более эффективными инструментами являются снижение уровня коррупции и создание благоприятного бизнес-климата», - пояснил Дроздов.
Между тем независимый экономист Александр Юрин заметил, что каких-то логичных и экономически обоснованных аргументов в пользу создания собственной платежной системы не выдвигалось.
«Казахстанский рынок платежных карт сейчас полностью принадлежит Visa и Mastercard, и не совсем понятно, как в этот тандем сможет вклиниться национальная карточная система. При этом очевидно, что выведение ее на рынок будет сопряжено с очень большими трудностями и потребует значительных расходов. Например, в России при использовании карт «Мир» выплачиваются просто астрономические кешбэки, которые в некоторых случаях достигают 10-15% и даже выше, а сама платежная система продвигается при активном участии государства. При этом за несколько лет своего существования «Мир» смог добиться доли лишь около 20% от совокупного объема внутрироссийских карточных платежей. Поэтому маловероятно, что гипотетическая казахстанская карточная система сможет занять значимую долю на рынке без существенных расходов на ее продвижение в течение длительного периода», - считает он.
Кроме того, по словам Юрина, наивно ожидать, что факт создания такого инструмента будет способствовать увеличению доли безналичных платежей и снижению теневого оборота. Напротив, неумелое продвижение национальной платежной карты административными методами может привести к тому, что «казахстанцы начнут возвращаться к наличным платежам».
В свою очередь председатель правления Банка ВТБ Дмитрий Забелло позитивно оценивает создание национальной платежной системы. По его словам, первоочередной задачей такого шага является защита страны от потенциальных экономических стрессов.
«Создавая такой механизм, государства пытаются обезопасить свои бюджетные платежи, снижают уровень террористической угрозы извне, экономического давления со стороны других стран и так далее. Второй важнейшей целью внедрения является экономическая целесообразность. При их реализации транзакционные доходы от ее использования остаются в государстве, а не уходят за рубеж», - подчеркнул банкир.
Ссылаясь на данные Национального банка, Забелло сообщил, что объем безналичных платежей, прошедших только через Visa и Mastercard, в 2018 году в Казахстане составил 6,1 трлн тенге, а по итогам 2019 года - 9,4 трлн тенге.
«Годовой рост превысил 50%, и эта тенденция будет ежегодно увеличиваться вместе с повышением доходов от транзакционного бизнеса, который в настоящий момент полностью уходит за границу, а мог бы оставаться в стране». - резюмировал он.
По информации надзорного ведомства, за прошлый год по безналичным операциям с помощью Visa было совершено 225,8 млн транзакций на 3,8 трлн тенге (-2%;+15% за год), а через Mastercard - 618,8 млн на 5,6 трлн тенге (в два раза больше).
Фото: из открытых источников
Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter