Личные данные: дать ли право каждому продавать их
Примерно две трети респондентов сообщили, что не знают ничего либо владеют весьма поверхностной информацией о том, как много данных о них компании хранят у себя и что они с этими данными потом делают. И только примерно треть опрошенных говорили о том, что верят, что различные корпорации и государственные организации используют эту информацию надлежащим образом. Иными словами, проблема налицо, и вопрос в том, как ее решить. Одна из идей - дать людям возможность лучше контролировать свои данные путем передачи им права собственности на них, как и право продавать эти данные либо, наоборот, ограничивать их использование, если они посчитают это нужным.
Сторонники этого подхода утверждают, что он позволит пользователям защитить конфиденциальность своих данных и даже заработать на их продаже. В итоге все это приведет к еще большему распространению данных, что в свою очередь будет способствовать конкуренции и внедрению инноваций. Впрочем, оппоненты идеи предупреждают, что этот шаг может побудить людей совсем отказаться от принципа конфиденциальности данных, тогда как адекватного вознаграждения взамен они не получат и поток информации будет ограничен.
Это может способствовать более активному обмену данными, что является плюсом как для самих пользователей, так и для всего общества.
В сравнении с любым другим предметом потребления, данные имеют одно фундаментальное отличие - по мере использования их объем не уменьшается. И это отличие является ключом к пониманию того, почему пользователи должны иметь право собственности на данные, образующиеся в результате взаимодействия людей с компаниями, равно как и право эти самые данные продавать.
Как правило, для большинства товаров справедливо то, что когда ими пользуется хотя бы один человек, их становится меньше. Однако данными можно пользоваться бесконечно. Более того, одни и те же данные одновременно могут использовать инженеры различных коммерческих компаний, а также ученые из разных университетов.
Это означает, что если у пользователей будет право продавать свои данные, они смогут делиться данными любой транзакции с различными организациями - с пользой как для себя лично, так и для всего общества в целом.
Право на владение данными дает право решать, как они будут использованы. Пользователи могут продать или даже пожертвовать свои данные тем организациям, которые выберут сами (и при этом люди могут скрыть те данные, которые они хотели бы оставить конфиденциальными). Тем же организациям, которым они не доверяют, пользователи смогут отказать в доступе к данным.
Очевидно, что это более предпочтительный вариант, чем сегодняшняя ситуация, когда, как правило, фирмы владеют всеми данными о транзакциях и могут использовать их без ведома пользователей и, возможно, не совсем так, как те того бы хотели. Передача пользователям права собственности на их данные - это лучше, чем запрет на использование этих данных фирмами. Более широкий доступ к собственным данным и контролю за ними позволит пользователям получать прибыль и поспособствует более активному использованию данных.
Широкое использование данных сулит обществу большие выгоды, например, в варианте сочетания машинного обучения и медицины. При помощи изображений с результатами биопсии и отчетов о патологии можно научить машинные алгоритмы диагностировать рак кожи; чем больше изображений для обучения алгоритма используется, тем точнее диагностика.
Алгоритм, обученный на данных пациентов только одной больницы, всегда будет уступать алгоритму, обученному с использованием данных всех пациентов в Америке. Когда использование данных не будет ограничено, алгоритмы станут работать лучше, а значит, в итоге пациенты получат более качественное медицинское обслуживание, автомобили станут более безопасными, а распознавание речи - более точным, и это только часть преимуществ. Если различные клиники не могут одновременно воспользоваться услугами самого талантливого хирурга в мире, то все они потенциально могут использовать лучшие данные.
В противоположность этому, когда данными владеют фирмы, они могут не захотеть продавать их своим конкурентам. Для таких компаний, как Amazon, Facebook или Google, данные пользователей дают важное конкурентное преимущество. Но если право собственности на данные будет у пользователей, они могут продавать их сразу нескольким фирмам, стимулируя конкуренцию и внедрение инноваций.
Пока продажа персональных данных затруднена из-за чисто практических соображений. Создание системы оценивания стоимости таких данных, развитие самого рынка и расходы, которые понесут потребители при осуществлении продаж своих персональных данных, - это лишь небольшая часть из целого ряда существующих на данный момент проблем.
Компаниям придется адаптироваться к новым условиям - например, определить спектр прав, которые могут быть проданы, включая право покупателей на распространение информации, что будет весьма непросто реализовать на практике.
Фото: из открытых источников
Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter