Самые распространенные схемы мошенников в РК
В ответе на официальный запрос в надзорном ведомстве определили четыре наиболее часто применяемых сценариев для незаконного оформления кредитов.
1. При утере удостоверения личности, мошенники находят более или менее похожего человека и пытаются оформить кредит через организации с возможностью удаленной идентификации личности. В этом случае необходимо предоставить свое фото с документом в руках. Поэтому гражданам, утерявшим документы, следует обратиться в органы внутренних дел с заявлением о потере и получить официальную справку с указанием времени и даты обращения. Таким образом можно доказать свою непричастность к получению займа.
2. Оформление на иное лицо номера мобильного телефона по потерянному документу. В организациях, где необходимо подтверждение согласия на получение займа посредством смс или иной идентификации номера мобильного телефона, мошенники могут оформить кредит, который будет подтвержден не только удостоверением личности пострадавшего, но и оформленным на него номером телефона. В связи с этим необходимо регулярно проверять у операторов мобильной связи наличие иных номеров, оформленных на клиента.
3. Незаконное получение личных данных: копии документов, номера телефонов, в том числе родственников и адреса проживания. Для этого создаются якобы рекрутинговые агентства или просто организации, предлагающие работу. При оформлении они требуют от клиента полный пакет документов, который в дальнейшем передают другим лицам для совершения мошеннических действий.
В этом случае следует заранее проверять информацию о потенциальном работодателе и передавать документы и личные данные только при заключении договора. Кроме того, работодатель не вправе требовать данные третьих лиц, в том числе родственников за рядом некоторых исключений.
4. Еще одной схемой, используемой в Казахстане, является запись телефонных разговоров для подтверждения удаленной идентификации. При этом мошенники звонят жертве и инициируют максимально возможное количество вопросов, на которых просят отвечать «да», «согласен», «подтверждаю» и прочее. В дальнейшем запись разговора, а точнее ответы могут быть использованы в качестве доказательства намерения получения займа. Таким образом, в совокупности с вышеуказанными схемами у организации, выдавшей заем мошенникам, появляется дополнительное доказательство причастности жертвы к получению кредита.
В данной ситуации, если клиент не уверен в собеседнике, не следует давать однозначных ответов и желательно прекратить разговор.
В Нацбанке добавили, что копирование данных платежной карты, использование реквизитов и персональной информации, совершение платежей с помощью чужой карты это лишь некоторые из операций, совершаемых мошенниками. Чтобы обезопасить свои средства, необходимо помнить правила безопасности:
1. Ни при каких обстоятельствах не отправлять персональные данные, включая копии документов, удостоверяющих личность;
2. Не передавать и не публиковать (в том числе в социальных сетях) реквизиты платежной карты: 16-значный номер, имя держателя, срок действия, CVV/CVC-код;
3. Не сообщать SMS-коды для авторизации и подтверждения операций, в том числе сотрудникам банка;
4. Не передавать банковские карты третьим лицам (даже родственникам), в том числе для проведения платежей в кафе и ресторанах;
5. В случае утери карты, сразу же закрывать ее или приостанавливать все операции, позвонив на горячую линию банка;
6. Сотрудники банков никогда не звонят первыми клиенту с требованием предоставить данные по карте, либо полученные SMS. Любое общение по данным вопросам инициируется исключительно клиентом;
7. При пользовании банкоматом осмотреть его на наличие подозрительных предметов, которые выбиваются из общей структуры устройства. Даже убедившись в безопасности устройства, вводить код рекомендуется, всегда прикрывая цифры от посторонних глаз;
8. Если совершается платеж и покупки с использованием банковской карты через интернет, не открывать подозрительную почту и не переходить по неизвестным ссылкам. В них может содержаться вирус, способный дистанционно передать мошенникам информацию с компьютера;
9. Подключить услугу мобильного банка, который за символическую ежемесячную плату присылает на телефон владельца информацию по всем изменениям счета и совершенным транзакциям. Таким образом,можно оперативно отследить подозрительные операции по карте.
Фото: из открытых источников
Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter