prodengi.kz

Казахстанцы обвиняют «Яндекс.Такси» в монополизации

Когда «Яндекс» заходил на рынок Астаны, цены на такси упали. Сейчас, когда сервис стал популярным, это не привело к дальнейшему снижению цены, а наоборот, ставки выросли почти в два раза. Я не знаю, какую долю «Яндекс» занимает на рынке, но, судя по всему, он стал монополистом, считает экономист Олжас Худайбергенов.

Об этом экономист написал на своей странице в Facebook.

По его словам, в среднем, поездка даже на короткие расстояния по «Яндекс» составляет 1 тыс. тенге.

«Расстояние с Кунаева, 2 до Кунаева, 10 = 250 метров. Цена 1 000. тенге. Расстояние с Кунаева, 2 до ТРЦ «Керуен» = 300 метров. Цена 1 100 тенге», - уточнил Худайбергенов.

Он надеется, что антимонопольный комитет займется расследованием ценовой политики «Яндекса» во время входа на рынок и сейчас.

«Я тоже могу ошибаться, но картина, примерно, следующая:

- Все такие крупные структуры для завоевания рынка используют субсидирование поездки. Скажем, поездка стоит для клиента 350 тенге, а для водителя 600 тенге. Разницу оплачивает «Яндекс». Это делают все - Uber, «Лифт» и т.д. По сути, это не только демпинг для выдавливания конкурентов и захвата доминирующего положения на рынке, но еще и субсидирование. Понятно, что государство базирования головной компании тут не при чем (хотя это еще стоит проверить, ведь в целом какие-то субсидии и льготы могут даваться), но, в целом, такие компании базируются в странах с более низкой ставкой процента, и поэтому кредитуют дочернюю структуру на более лучших условиях. И с ними могут конкурировать лишь крупные структуры. Местные игроки не могут конкурировать в принципе;
- Рост цен за поездки стал заметен в последние полгода, поэтому ссылки на КРЕМовские отчеты годовой давности, о том, что рынок высококонкурентен, неуместны. Более того, в самом отчете просто приводится число зарегистрированных игроков, нет цифр про активных игроков, и тем более нет цифр, какую долю занимают наиболее крупные игроки. Один человек сбросил скрин с 20 компаниями Астаны, мол, конкуренция высокая и т.д., но он не знает, что большая часть уже закрылась;
- В общем, на текущий момент конкуренция сильно снизилась. Собственно, косвенным подтверждением стал факт существенного роста цены. В ответ звучит аргумент, мол, хоть на короткие дистанции цена высокая, но зато на более дальние расстояние цена ненамного выше. Еще есть достаточно смешной вывод про то, что это стимулирует ходить пешком. Люди на короткие расстояние и так ходят пешком, обычно используют такси в ненастную погоду, либо надо совсем срочно. Но дело в другом - на коротких расстояниях «Яндекс» ставит максимальную цену, зная, что таксопарки там неконкурентоспособны, а на длинных расстояниях похоже субсидирование еще сохраняется. Чуть позже, когда таксопарки проиграют и там, цена поднимется и на длинных расстояниях, поэтому тешить себя не стоит иллюзиями о снижении цены и потребительской выгоде;
- Более того, формат таксопарков, пусть даже со всеми попытками оптимизации налогов, предполагает хотя бы минимальную налоговую и социальную нагрузку, тогда как в случае агрегаторов она почти нулевая. Рано или поздно социальная нагрузка по ним все равно ляжет на плечи общества;
- Иллюзией является также наличие множества предложений внутри агрегатора - учитывая особенности клиента, агрегатор предложит ему наиболее дорогой вариант (логика максимизации прибыли), и запрос направит лишь небольшому числу водителей. Когда агрегатор ставит цену, потребителю кажется, что рынок такой - выбор формально есть, а фактически и нет. У водителей также - поступающий запрос обычно подтверждается, причем это психологическая слабость, используемая технологиями. За рубежом и вовсе от агрегаторов потребовали ввести режим, при котором водителю не будет предлагаться следующая поездка до завершения текущей. Рыночный механизм работает относительно в Indriver, и кстати, там цены ниже, чем в «Яндекс», но так как водителям в «Яндексе» больше дают, то водители все туда идут, что еще больше сужает возможности выборы для потребителей;
- И наконец, во всех странах агрегаторы регулируются антимонопольным ведомством, иногда выставляют штрафы и т.д. Это некий популизм ссылаться на зарубежный опыт, и при этом отрицать практику госрегулирования, которая имеется там. В некоторых странах, например, Дания, и вовсе выставили такие жесткие требования, что Uber закрыл свое подразделение.

В общем, все же нужно расследование ценовой политики «Яндекса» с целью выяснить, уменьшило ли это конкуренцию на рынке или нет. И при превышении доли рынка выше 35%, начать полноценное антимонопольное регулирование», - резюмировал Худайбергенов.

Между тем в компании «Яндекс» оперативно отреагировали на все доводы экономиста, дав свою позицию по всем пунктам.

«Мы стремимся к тому, чтобы наши тарифы были доступными для каждого, и при этом, водители могли хорошо зарабатывать. Вот здесь есть актуальная информация по действующим тарифам: https://taxi.yandex.kz/ а также в приложении. Но бывают моменты, когда спрос сильно повышается (часы пик, непогода и так далее), и машин может на всех не хватать. В таком случае мы с партнерами стараемся вывести на линии как можно больше машин. Для этого наши алгоритмы автоматически формируют повышающий коэффициент, что привлекает водителей в нужный район. Благодаря этому люди могут быстро уехать, а ситуация со спросом и предложением стабилизуется, цены снижаются. Если вы не торопитесь, то можете немного подождать, пока спрос упадёт, и тогда оформить заказ. Сейчас спрос на сервис в Нур-Султане действительно большой. Мы это видим, поэтому активно подключаем новых партнёров, и работаем над тем, чтобы водителей на линии было как можно больше», - ответил Арман Муратов из поддержки «Яндекс.Такси».

Другие клиенты «Яндекс.Такси» жалуются на доплату за кондиционер в салоне заказанного авто.

Кстати, у другого сервиса такси - «Лидер (Везёт)» в Алматы - кондиционер только у тарифа «люкс» (бизнес), в «Максим» в Алматы также +200 тенге доплаты за кондиционер, «Регион» за кондиционер начисляет +10% к цене.

«Доплата за кондер необходима. Ведь включенный кондиционер поглощает больше энергии, а значит, бензина. А еще частная машина изнашивается быстрее», - считает один из водителей-партнеров «Яндекс.Такси».

Яндекс.Такси - сервис онлайн-заказа такси через мобильное приложение, веб-сайт или по телефону. Сервис передаёт заказ тому водителю, который сможет приехать быстрее всего с учётом местоположения пользователя и дорожной обстановки.

Сервис работает более чем в 300 крупных городах России, Беларуси, Молдовы, Украины, Армении, Грузии, Кыргызстана, Казахстана, Латвии, Литвы, Сербии, Эстонии, Узбекистана, Израиля, Кот-д'Ивуара, Финляндии, с июня - в Гане и Румынии.

У самого сервиса нет личных водителей. Все водители - партнёры «Яндекс.Такси».

Айман Шуйншинова
Фото: с личной страницы в Facebook Армана Муратова
plusBell

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter