prodengi.kz

Как и сколько зарабатывают попрошайки?

Встречая попрошайку на улицах города, испытываю противоречивые чувства: с одной стороны - сочувствие, с другой, не покидает подозрительное ощущение того, что тебя просто хотят развести и банально заработать. Впрочем, попрошайка попрошайке - рознь.

Наверное, многим из нас приходилось встречать людей, оказавшихся в непростой ситуации, которым хочется помочь. Мне приходилось видеть беженцев из Таджикистана, которые холодной осенью были рады любой теплой вещи или паре потрепанных ботинок.

А когда был мальчишкой (одно время мы жили в средней полосе России), то хорошо помню просивших помощи погорельцев. Тогда в деревнях дома строили сплошь из сосновых бревен. И когда из-за недосмотра хозяев по какой-либо причине вспыхивало одно строение, то вскоре пламя, раздуваемое ветром, перекидывалось на соседние дома, которые горели как спички. В результате жильцы целых улиц или хуторов оставались на улице. Вот почему часто погорельцы ходили по дворам, сразу целыми семьями, прося милостыню. И когда пострадавшие появлялись на улицах нашей деревни, то моя мама, как и многие другие сердобольные сельчане, старалась поделиться чем только могла. Люди несли молоко, хлеб, яйца, хорошо понимая: такое может случиться с каждым. Семьи с малыми детьми запускали в избу передохнуть.

А вот случай из современной жизни. Как-то у входа в офис столкнулся с двумя чумазыми мальчуганами (приблизительно пяти-шести лет), которые, увидев меня, попросили денег.

Заподозрив, что они на «заработках», спросил прямо: а если я вам хлеб дам, есть будете? Оба дружно закивали в ответ .... Вместе пошли в продуктовый. По их аппетиту было видно - дети очень голодны. Позже они рассказали, приехали из Каскелена. Причина побега - «кушать охота, а мамка уходит, подолгу нет дома».

Конечно, нуждающихся людей вокруг много и всем не поможешь. Но вот из своих наблюдений вижу: нередко реально страдающие из-за нехватки средств на жизнь попросту стесняются об этом сказать.

Это было перед самым Новым годом. У прилавка бойко шла торговля мясом, все хотели запастись говядиной к праздничному столу. И тут мы с женой заметили простенько одетую старушку. Она безмолвно уже долго стояла у витрины и, не отрывая глаз, смотрела на разложенные под стеклом куски.

«Хотелось бы что-нибудь взять, да денег не хватит», - сказала она в ответ на мой участливый вопрос. Когда протянул старушке пакет, она даже не сразу поняла моих намерений.

«Это мне? Ой, что вы, не надо!», - отказалась она поначалу.

Объяснил, что мне просто захотелось порадовать ее перед наступлением новогоднего праздника и немного помочь.

Прижав пакет, бабушка долго повторяла слова благодарности, вытирая слезы.

К сожалению, как показывает практика, да и личный опыт, часто тот, кто просит о помощи, на самом деле попрошайничество использует как повседневный бизнес, зарабатывая на этом деньги. Таких примеров встречалось в жизни куда больше.

Это было много лет назад, когда я был еще школьником. Наша семья ехала с места военной службы в отпуск из Москвы в Алма-Ату (тогда еще) с пересадкой. На Курском вокзале к отцу подсел здоровенный детина в довольно помятой одежде.

«Товарищ майор, ради бога помогите! Чемодан с вещами украли, пока стоял у кассы за билетами. Мне бы рубль на телеграмму, родственников известить хочу?», - обратился незнакомец.

Получив желаемое, он растроганно благодарил, называя отозвавшегося на его просьбу «спасителем». Какого же было наше удивление, когда через месяц, возвращаясь к месту службы через тот же вокзал, мы лицом к лицу вновь столкнулись с тем же «пострадавшим», который, наверное, в сотый раз рассказывал кому-то еще о своей «беде».

«Ну что, все еще шлешь телеграммы?», - пошутили мы.

Узнав нас, и, поняв, что его «раскусили», аферист со всех ног бросился бежать.

А я вспоминаю свое личное первое знакомство с другой «добытчицей».

Всего неделю назад вернувшись домой после службы в армии, в этот день я прямо в солдатской форме наведался в приемную комиссию университета, сдав свои документы на поступление. Весь обратный путь размышляя - поступлю-не поступлю...

«Постой, солдатик, куда спешишь?», - услышал вдруг доверительный женский голос.

Обернувшись, увидел приветливо улыбчивую молодую цыганку, примостившуюся на автобусной остановке в тени карагача с колодой карт.

«Хочешь, скажу, что тебя впереди ожидает, погадаю и ни копейки не возьму!», - продолжила она. - «А ну, разожми пальцы!», - распорядилась ведунья.

Какое-то время она рассматривала линии на сгибе ладони, что-то нашептывала, перекидывая карты. Затем, остановившись на пиковом короле, поведала, что, мол, «кто-то стоит на пути».

«Чтобы отвести неприятность, положи-ка, солдатик, мне в ладошку какую-нибудь денежку», - сказала цыганка.
Подвернулся полтинник.

Цыганка недовольно повертела монету, бросив в цветастый подол:

«Нет, так не пойдет, нужна любая бумажная денежка, но лучше купюра покрупнее - так заклинание сработает надежнее!».

Заподозрив обман, я возразил, что мы так не договаривались. И в тот же миг увидел перед собою искаженное злобой лицо злой ведьмы:

«Слушай, ты..., да я тебя...! Я сейчас еще и милицию вызову!», - зашипела она, обрушив на меня потоки проклятий и угроз.

Ту «гадалку», как и разного пошиба наперсточников и уличных лотерейщиков-«лохотронщиков», лично я отношу также к одной из разновидностей ремесла по вымоганию дензнаков у простаков. От попрошаек они отличаются лишь более изощренной хитростью, наглостью, граничащей с откровенным грабежом и насилием.

Конечно, попрошайки были всегда, но особенно их стало много в постперестроечные годы, с приходом дикого рынка и проблем с занятостью. Перековаться из спекулянтов в «перекупщиков-бизнесменов» удалось тоже далеко не всем, ведь для этого нужны и деньги, умение. Зато «рабочее место» на уличном подиуме дало шанс любому желающему проявить свои артистические способности, чтобы «заработать» и не только на хлеб! Подземные переходы, базары, вокзалы и перекрестки заполонили просящие подаяние «незрячие» музыканты, инвалиды с детьми, укутанными в грязное тряпье, и просто «неместные», которых якобы обокрали на вокзале.

Однако, судя по личным наблюдениям (эксперты говорят о том же), большинство побирушек - это часть хорошо налаженного бизнеса. Причем, как утверждают некоторые специалисты, встречаются среди них и явные нелюди, эксплуатирующие маленьких детей в виде «живца» - приманки на жалость. Как правило, это младенцы, выкупленные у матерей-одиночек, ведущих асоциальный образ жизни. Перед выходом на «вахту» малышей накачивают снотворным или подмешивают в питье алкоголь. Вот почему у попрошайки, выпрашивающего деньги якобы на лечение больного ребенка, сам малыш, находящийся все это время при нем, постоянно крепко спит. Долго такие дети не живут...

Впрочем, и без таких явно криминальных методов стоящие на паперти могут за день поиметь довольно неплохой «доход».

Главное - умело давить на жалось. В этом убедился один из алматинских блогеров, который около года назад провел эксперимент, решив выяснить, сколько же может заработать попрошайка в южной столице. Из его опыта выходило, что «отрабатывая» восьмичасовой день реально насобирать в копилку за месяц примерно от 300 тыс. до почти 900 тыс. тенге (от 795,2 до 2 395,6 долларов при курсе один доллар = 377,26 тенге НБ РК на 28.02.2019 г.).

При этом перед алматинцами блогер представал то в роли бродячего музыканта, то - безработного, то - пострадавшего от воров.

Как следует из его рассказа, всего за полчаса он получил от сердобольных людей 1090 тенге после того, как постоял на проспекте Абая возле Центрального стадиона с самодельной картонной табличкой из картона с жалостливой надписью о потере работы.

В итоге эксперимента, уличному музыканту всего за полчаса подали 2790 тенге, интеллигентному мужчине - 1090 тенге, а обычному парню, у которого не оказалось денег даже на проезд - 2050 тенге.

Константин Мишин
Фото: из открытых источников
plusBell

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Содержание статьи: