menu

Потребительские кредиты тратятся на импорт в Казахстане

Об угрозе надувания кредитного пузыря и о том, интересен ли банку МСБ рассказала inbusiness.kz председатель правления Halyk Bank Умут Шаяхметова.

«Мы видим, что роль банков в кредитовании экономики снижается. Сейчас доля банковских займов к ВВП опустилась до минимального уровня - около 25%. В свое время она достигала 50% и даже превышала этот уровень. Снижение происходит в основном из-за ухода «плохих» банков с рынка. За счет этого сокращается кредитный портфель, это тоже является причиной (снижения роли банков в кредитовании экономики. - прим.ред.), и это факт. Как вы знаете, в прошлом году у нас была очистка Казкоммерцбанка, в этом году ситуация с Цеснабанком, наверное, повлияет на эти цифры. Плюс уход еще нескольких банков - в прошлом году у трех БВУ были отозваны лицензии. Конечно, это негативно повлияло», - прокомментировала У.Шаяхметова возможное назревание кредитного пузыря.

При этом, отмечает она, когда смотришь на динамику внутри погашенных и выданных кредитов, то видно, что сильно выросло потребительское кредитование, и это подтверждается цифрами Национального банка. В 2018 году выдан исторически максимальный объем потребительских кредитов, при этом не растет уровень выдачи кредитов малому и среднему бизнесу.

«Мне кажется, эти две тенденции должны волновать и правительство, и банкиров, и регулятора. Потому что есть угроза надувания кредитного пузыря. Мы видим, что физические лица сильно закредитованы. Это ведет к ухудшению качества кредитного портфеля того или иного банка и к снижению платежеспособности самого физического лица, которое имеет очень много кредитов. Наверно, одна из причин сложившейся ситуации - это снижение покупательной способности. Мы видели тенденцию: в последние несколько лет реальные доходы населения падали.
Только в прошлом году был небольшой рост - около 2%, но он произошел за счет того, что, во-первых, были повышены заработные платы, а во-вторых, инфляция была рекордно низкой - около 5%. При этом девальвация была на уровне 17%. Это заставляет нас сомневаться в цифрах по реальному росту доходов населения. И опять-таки закредитованность показывает, что люди берут больше кредитов, причем для того, чтобы покупать самые простые товары ежедневного потребления», - уточнила глава банка.

По ее словам, эти деньги в основном уходят на импорт: на покупку техники, машин, сотовых телефонов зарубежного производства. Что опять-таки негативно влияет на рост экономики внутри страны. Если бы эти кредиты уходили на покупку жилья, уже было бы больше позитива. Или на приобретение товаров, произведенных внутри Казахстана, тогда деньги оставались бы внутри страны, и это бы позитивно влияло на экономику. Но этого не происходит.

«Потому что мы видим, что МСБ не растет», - пояснила У. Шаяхметова.

Соответственно, объемы реализации продукции (малых и средних предприятий. - прим. ред.) не растут. То есть большой объем потребительского кредитования уходит за пределы страны, а МСБ не ощущает его роста.

«Мы озабочены этой ситуацией, и я думаю, это негативно, потому что роль малого и среднего бизнеса в экономике снижается», - подчеркнула она.

При этом глава банка провела временные параллели с этой ситуацией.

«Наверное, хуже всего было в 2008-2009 годах, во время глобального кризиса. Тогда не было ликвидности, вы видели падение двух крупнейших банков Казахстана - БТА и «Альянс Банка», плюс «Темирбанка», банка среднего уровня. В тот период случилось все разом - падение цен на нефть, зерно, недвижимость, металлы, плюс одномоментная девальвация. Все, что можно, произошло в один год. Сегодня такой ситуации нет. Мы даже близко о таком сценарии не говорим. И в целом глобальный макроэкономический фон положительный. Цены на нефть находятся на достаточно хорошем уровне - выше 60 долларов за баррель. У нас положительный платежный баланс, инфляция на хорошем - низком - уровне», - заключила У.Шаяхметова.

Фото: informburo.kz

 

plusBell

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter