prodengi.kz

Барьеры в цифровой торговле ЕАЭС обнаружили казахстанские бизнесмены

Бизнесмены Казахстана предложили пересмотреть подходы по развитию цифровой торговли Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в рамках которых предполагается создание евразийской экосистемы цифровой торговли.

«ЕЭК ведет активную работу по цифровой повестке, разрабатывая на ее основании различные наднациональные нормативные акты. К нам поступил проект «Дорожной карты» по развитию цифровой торговли ЕАЭС на 2019-2020 годы. Через площадки электронной торговли можно существенным образом продвинуть экспорт, завести качественных импортеров и заявить о себе. Несмотря на позитивные моменты, появляются препятствия и барьеры для бизнес-сообщества», - отметила заместитель председателя правления НПП РК «Атамекен» Юлия Якупбаева на совещании с бизнес-сообществом.

Приступая к обсуждению документа бизнес отметил отсутствие глоссария терминов и понятий, не содержащихся в законодательстве ЕАЭС, но используемых в проекте «Дорожной карты».

«Нужен глоссарий, нужны какие-то единообразные подходы, хотя бы как минимум к пониманию определений понятий», - отметил представитель Kaspi Bank.

Первый вопрос совещания затрагивал создание механизма ограничения работы в ЕАЭС иностранных интернет-площадок, осуществляющих продажу товаров, не соответствующих техническим регламентам ЕАЭС. Данное мероприятие было принято бизнесом негативно.

«Иностранные интернет-площадки предпочтут закрыть наш рынок чем приводить товары в соответствие техническим регламентам ЕАЭС. К примеру, доля Казахстана в общем объеме, в одной из самых больших интернет-площадок AliExpress, занимает всего 0,3%. Если этот интернет-магазин закроется на Казахстан, то можно ожидать увеличение цен на отечественных интернет-магазинах в четыре-пять раз», - отметил представитель Казпочты.

Представителем Ассоциации торговых предприятий Казахстана были озвучены возможные риски при реализации в рамках цифровой торговли товаров, не соответствующих техническому регламенту ЕАЭС, или в отношении которых отсутствует технический регламент.

Следующим вопросом обсуждения стало формирование евразийского рынка агрегированных данных.
Затрагивая эту тему, представителями Казпочты и Ассоциации торговых предприятий Казахстана отмечено, что сегодня в Казахстане, в отличие от России и Беларуси, отсутствует организация, осуществляющая сбор и анализ агрегированных данных интернет-торговли, и нет методологии по сбору данных. Кроме того, было озвучено, что в РФ данная организация финансируется и поддерживается государственной думой.

Еще один аспект, на который обратили внимание участники совещания - формирование механизма «Партнер ЕАЭС», который предполагает создание различных реестров: Реестра аккредитованных электронных торговых площадок, Реестра аккредитованных производителей и Реестра товаров на основе системы прослеживаемости.

Представители финансовой сферы подняли вопросы о нецелесообразности формирования каких-либо реестров при осуществлении цифровой торговли. Вместе с тем они отметили, что реестры могут быть, но только добровольные, и чтобы был стимул стать партнером ЕАЭС.

Участники также обсудили вопросы о лицензировании, постаматах и о возможности включение в предлагаемый проект Дорожной карты механизмов «Единого окна».

В завершении встречи Ю. Якупбаева подчеркнула необходимость детальной проработки с бизнесом проекта Дорожной карты и сформировать согласованную позицию для направления в ЕЭК с учетом предложений и замечаний заинтересованных представителей бизнеса.

Фото: из открытых источников

 

plusBell

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter