menu

Казахстанцы все еще предпочитают хранить сбережения в валюте

С начала года долларизация розничного депозитного портфеля снизилась на 9,7%. Если на начало января 2016 года доля депозитов в иностранной валюте во вкладах физлиц составляла 80,4%, то на начало июня она не превысила 70,7%.

Фактически, то есть при конвертации депозитной базы физлиц из тенге в валюту по средневзвешенному курсу Нацбанка, дедолларизация составила 9,8%.

В топ-5 банков по уровню долларизации розничных вкладов вошли АТФБанк (86,8%), Цеснабанк (82,4%), Bank RBK (82,3%), ДБ «Сбербанк» (76,8%), Казкоммерцбанк (76,5%). Отметим, что было рассмотрено 10 банков-лидеров по активам.

В других банках доля валютных депозитов в розничном портфеле ниже. Например, в Народном банке доля таких депозитов составляет 73,4%, в Банке ЦентрКредит - 72,6%, в Евразийском банке - 68,7%, в ForteBank - 67,1%, в Kaspi bank - 57,6%.

Одновременно, если посмотреть на последние данные Нацбанка, то можно увидеть, что дедолларизация хоть и движется, но незначительными темпами.

Избыток ликвидности у банков появился не только за счет дедолларизации, но и во многом за счет вливаний от ЕНПФ и активного фондирования со стороны Нацбанка. 

В топ-3 банков по темпам дедолларизации вошли Kaspi bank, Евразийский банк и ДБ «Сбербанк». По сравнению с началом года доля валютных депозитов в розничном портфеле в этих банках сжалась на 17,6%, 15,3%, 11,6% соответственно. Здесь также были рассмотрены 10 крупных банков по активам.

«Вкладчики банков стали активно переворачиваться из валюты в тенге после того, как валютные риски в большей степени реализовались. Нацвалюта укреплялась, при том, что сохранялась высокая вероятность дальнейшего продолжения тренда. Если в январе 2016 года средневзвешенный курс американской валюты составлял 365,83 тенге (при максимуме в 390 тенге), в мае - 332,73 тенге (при минимуме в 328). Высокие ставки по тенговым депозитам и низкие по валютным обеспечивали дополнительный импульс процессу дедолларизации», - подчеркивает начальник отдела управления активами Казкоммец Секьюритиз Айвар Байкенов.

Как предполагает аналитик, избыток ликвидности у банков появился не только за счет дедолларизации, но и во многом за счет вливаний от ЕНПФ и активного фондирования со стороны Нацбанка.

«Действительно, некоторые фининституты отказались от средств пенсионного фонда, но были и те, кто согласился поглотить госресурсы. В то же время ликвидность у банков есть, но кредитовать им особо некого, так как после девальвации кредитоспособность многих заемщиков резко снизилась. Учитывая высокие риски, банки боятся активно кредитовать заемщиков, предпочитая безопасно размещать деньги на денежном рынке или на счетах в Нацбанке под хорошие текущие ставки. Да и сами заемщики пока не особо спешат занимать под столь высокие проценты», - отмечает аналитик.

 

plusBell

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter