Худайбергенов: каковы шансы девальвации после выборов?
«Если сейчас сделать девальвацию, то власти будут выглядеть глупо - зачем делать ее сейчас, если в самый худший момент она не была проведена, если фактически период турбулентности пройден? Вместе с тем ситуация в мировой экономике, хоть и дает возможности для краткосрочного роста цены на нефть, предполагает риски нового падения в течение ближайших 12 месяцев. Все зыбко - фактически девальвация сейчас гарантирует ее повторение в следующем году», - считает Худайбергенов.
Под периодом турбулентности экономист подразумевает время, когда цена на нефть падала до $45 за баррель (сейчас она на отметке $65), а курс российской валюты был под 70 рублей за доллар (сейчас рубль колеблется в районе отметки 51).
Девальвация тенге пройдет после выборов - такой прогноз давали многие экономисты.
Нефть при этом, пишет Худайбергенов, грозится дойти до $70 и выше на фоне начавшегося сокращения добычи сланцевой нефти в США, не говоря о резком падении новых инвестиций в добычу, из-за чего ожидается банкротство 20 из 41 фирмы, оказывающих фрекинговые услуги.
«Если цена на нефть поднимется, как ожидается, рубль может укрепиться и до 45. Надо добавить, что импорт из России в январе-феврале упал на 20% по сравнению тем же периодом прошлого года, который в свою очередь упал к 2013 году на 22%. И это несмотря на рост физических объемов по импорту автомобилей и ряда потребительских товаров», - сообщил экономист.
«Девальвация после выборов - это крайне ошибочный шаг. Здесь уже речь идет не о подрыве доверия к Нацбанку (который и так под сомнением после февраля прошлого года), а подрыве доверия к более вышестоящим структурам, так как власти заявили об том, что до конца года не будет резких колебаний. Как выход - сделать колебания не резким, а плавным, но без сопровождения «тенговой гарантией» есть риск скатиться в российский сценарий, со всеми вытекающими последствиями. Кстати, если верить слухам, во втором полугодии ожидается ряд политических событий, что исключает одномоментную девальвацию до конца года. Что ж, будем надеяться, что медленное ослабление тенге продолжится, и тенговую гарантию введут в действие», - считает Худайбергенов.
Он также опровергает суждения, что казахстанцы готовы к девальвации.
«Валютные заемщики? 460 тыс. безработных? 1,8 млн. пенсионеров? 2,5 млн. самозанятых? 4 млн. работающих в малом бизнесе? 2,5 млн. в крупных и средних компаниях, получающих среднюю зарплату в 120 тыс.тенге и меньше? Все они пострадали в прошлом году от девальвации, и второй раз «проезжаться» по ним - это все равно, что ломать основание пирамиды. Готовы к девальвации лишь 100-150 тыс. человек, которые имеют накопления (официальная статистика даст сведения о 3 млн. депозиторах, но она не учитывает то, что открываются вклады на себя и на членов семьи в разных банках). В целом, с точки зрения здравого смысла нет никаких предпосылок для девальвации», - резюмировал Худайбергенов.
Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter