Авторизация

x
Логин :
Пароль :
Войти через

Страховые компании автоматизируют свою деятельность

27 Март 2010 0 755 (с) газета "Фокус"

Кризис финансового сектора неожиданно выявил множество системных проблем учета у казахстанских страховщиков. Владельцы и управленцы страховых компаний озадачены сложностями выполнения обязательств, требованиями регуляторов и потерей клиентов одновременно. Отечественный IT-рынок предлагает собственный рецепт, но сможет ли он «вылечить» все компании поголовно или только снизит риски - будет понятно после внедрения новых систем управления.

Реалии рынка требуют от страховых компаний качественно нового подхода к организации бизнеса, основанного на процессном управлении. По мнению начальника отдела продаж lC-Франчайзи компании Exsolcom Ильи Афанасьева, внедрение единой гибкой системы автоматизированного управления может стать спасательным кругом для страховых компаний. Интегрированное решение поможет создать прозрачный учет на всех участках работы, увеличить скорость получения данных и снизить количество ошибок, что в итоге повысит эффективность, а значит, и конкурентоспособность страховщиков, уверен г-н Афанасьев.

Кто во что горазд

Кроме этого, по мнению некоторых экспертов, давно назревшего решения, существует еще несколько путей решения проблем казахстанских страховщиков. Одни ожидаемо начинают сокращать статьи расходов и штат. Другие вкладывают деньги в западные технологии, которые потом сложно адаптировать к нашему бизнесу. Третьи автоматизируются частично.

По словам Семена Береснева, начальника отдела РПО компании «Логиком», попытки сократить издержки компании, как правило, выявляют проблемы в бизнес-процессах. И если последние не автоматизированы, то снижение издержек будет либо затруднено, либо скажется на качестве предоставляемых услуг, считает он. А частичная или лоскутная автоматизация (CRM/Бухгалтерия/Дебиторы-Кредиторы/ Кадры - зачастую они не связаны между собой) ведет ко многим негативным проявлениям - от неточности данных до сбоев рабочих процессов.

Независимый эксперт Александр Черный утверждает, что многие крупные казахстанские компании, «поиграв» в западные системы и потратив миллионы долларов на разработку и поддержку собственных, уже начали процесс перехода на единую локализованную платформу. Западные технологии не адаптированы ни под потребности, ни под законодательство, ни под особенности бизнес-логики отечественных компаний. Кроме того, для участников страхового рынка крайне важным является постоянное обновление регламентированной отчетности, которая в казахстанском законодательстве постоянно совершенствуется. У отечественных разработчиков есть возможность поддержки своих решений в актуальном состоянии.

- В западных компаниях такого сервиса вы не встретите. А конкуренция на нашем рынке заставляет каждого отечественного разработчика следить за тем, что происходит на законодательном уровне, и оперативно помогать своим клиентам адаптировать информационные системы, - уверен г-н Афанасьев.

Две чаши весов

Принимая решение о путях развития собственного бизнеса, казахстанские страховщики, разумеется, взвешивают все «за» и «против», выбирая между автоматизацией основных процессов или увеличением штатной численности.

- К положительным моментам системной автоматизации можно отнести качество сервиса, минимизацию административных расходов, фактов мошенничества, расширение спектра услуг, новые каналы реализации, а также возможность быстрого внедрения новых продуктов, - рассуждает председатель правления страховой компании «Сентрас Иншуранс» Талгат Усенов.

- Но нельзя не отметить неадекватность внедрения системы, неполное использование ее возможностей... В то же время при корректном внедрении и успешном завершении проекта расходы оправдываются и через какой-то небольшой промежуток времени приносят свои плоды в виде новых клиентов, крупных страховых/перестраховочных проектов, - добавляет исполнительный директор страховой компании «Евразия» Куаныш Даутов.

Но г-н Усенов при этом сетует на серьезные риски и предупреждает, что в момент внедрения системы требуются огромные трудозатраты. И не только: понадобятся и инвестиции, поскольку специализированные программные продукты, предлагаемые сейчас на рынке, стоят дорого. Расходы будут и на начальном этапе, и при поддержке развития системы. И конечно, нельзя сбрасывать со счетов зависимость от квалифицированного персонала, которая появится после того, как бизнес будет полностью автоматизирован.

Наши Кулибины

По словам г-на Афанасьева, на первых этапах становления казахстанские страховые компании подходили к автоматизации бизнеса модульно, внедряя по большей части разработки собственных IT-подразделений. Такой подход привел к проблемам, практически несовместимым с дальнейшим развитием. - Во-первых, появились непомерные затраты на интеграцию и поддержку разрозненных информационных систем. Во-вторых, отсутствие возможности системного анализа всей оперативной информации не позволяет страховщикам оперативно и качественно управлять своими бизнес-процессами. Например, информация о доходности каждого клиента может находиться в управленческой базе, информация об истории его платежей - в бухгалтерской, а контакты - в специализированной базе страхования или в системе CRM. Таким образом, чтобы, например, поздравить или премировать лучших клиентов (доходных, с хорошей платежной историей), необходимо вручную собирать информацию из трех источников, что приводит к потерям времени и ошибкам, - говорит он.

Впрочем, опыт страховой компании «Евразия» в собственных разработках свидетельствует о том, что не так все безнадежно.

- В октябре 2009 года мы запустили уникальную информационную систему «Сактау», позволяющую со стопроцентной вероятностью гарантировать корректность и подлинность страхового полиса, выданного клиенту. Теперь можно не только значительно снижать риски мошенничества, но и создавать максимальные удобства для наших клиентов, - рассказывает исполнительный директор «Евразии» Куаныш Даутов.

Цена вопроса

Г-н Береснев советует, принимая решение о внедрении комплексной информационной системы, тщательно взвешивать свои возможности и четко обозначать бюджет проекта:

- На казахстанском рынке огромное количество крупных проектов по автоматизации было заморожено по разным причинам, в основном из-за ошибок на начальных стадиях и нехватки ресурсов как финансовых, так и человеческих. Автоматизироваться или нет, вопрос уже не стоит давно. Руководителей интересуют больше конкретные системы, - объясняет он.

Также страховщики отмечают, что вложения окупятся в самые короткие сроки - через 2-3 года, даже несмотря на относительную дороговизну такой системы.

-Конечно, это зависит от стратегических целей страховщика. Если он развивается как универсальная компания и ставит целью работать на всей территории страны, то профессиональная IT-система поможет решить эту задачу на высоком уровне, но только в том случае, если уровень автоматизации соответствует требованиям бизнеса и стратегическим целям компании, - уверяет г-н Усенов. По его словам, автоматизация, особенно профессиональная страховая, а не адаптированная аморфная, способна значительно повысить обороты страховщика при оптимальных административных расходах. Таким образом, после внедрения такой системы чистые доходы страховщика могут вырасти в разы. При этом автоматизация только операционной деятельности ведет к незначительному росту доходов компании за счет минимизации рутинной работы. Только при качественной автоматизации аналитической и управленческой деятельности можно вывести компанию на новый уровень прибыльности.

Юлия Исламгулова

НОВОСТИ
Подпишитесь на нашу рассылку!
только актуальные статьи
на тему личных финансов

​​

наверх

123