Авторизация

x
Логин :
Пароль :
Войти через

Страхование - вопросы и ответы

27 Июль 2010 0 1021 (с) and.kz

Какие изменения ожидает рынок страхования? Что происходит с компаниями, не исполняющими обязательства перед клиентами? Каков алгоритм государственных действий в случае ликвидации страховых компаний? На эти и другие вопросы ответил страховой омбудсман Казахстана Виталий Веревкин 7 июля в ходе онлайн-конференции на деловом портале profinance.kz.

- Виталий Викторович, какое количество жалоб на деятельность страховых компаний поступило к вам в этом году?

- Как мы видим, динамика налицо. К примеру, если в 2008 году к нам поступило всего 26 заявок, то в 2009-м - уже 270. А вот за первое полугодие текущего года мы зафиксировали уже порядка 100 обращений, что на 12 случаев меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Однако необходимо учитывать, что 80% дел, поступивших в прошлом году, были связаны с проблемами ликвидированной компании «Алтын Полис». Сегодня же, когда рынок, казалось бы, очищен от «хвостов» лишенных лицензий организаций, количество жалоб со стороны физических лиц, то есть клиентов страховых организаций, не уменьшается. Это говорит о том, что на рынке страхования продолжает оставаться масса нерешенных проблем.

- Омбудсман выступает для потребителей страховых услуг в качестве гаранта исполнения организациями своих обязательств. Что происходит, если компании нарушают ваши предписания?

- По закону в этом случае я обязан в течение трех дней уведомить Агентство по финансовому надзору о неисполнении предписанных мною требований. АФН в свою очередь расценивает данный факт как неисполнение и нарушение законодательства об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств, поэтому вправе применить карательные санкции вплоть до приостановления и отзыва лицензии. В этом смысле компаниям предпочтительнее выполнять выносимые по спорам решения страхового омбудсмана, нежели лишаться права деятельности.

- Как действует государственная система гарантий в случае прекращения работы страховой компании?

- Сейчас Фонд гарантирования страховых выплат принял на себя дополнительные обязательства по осуществлению выплат клиентам денежных средств по обязательным видам страхования. Напомню, что к ним относят страхование работника от несчастного случая, гражданско-правовую ответственность авто¬владельцев и перевозчиков.

По добровольным видам ситуацию регулирует АФН, в частности создается апелляционная комиссия, которая и принимает дальнейшие решения по обязательствам.

- На какой стадии находится сегодня внедрение единой методики оценки ущерба, которая в перспективе должна защитить автовладельцев от разночтения оценщиками страхового ущерба?

- Комитет регистрационной службы Министерства юстиции уже предоставил на рассмотрение АФН документ, регламентирующий единые стандарты и методы оценки транспортных средств после дорожно-транспортного происшествия. Однако, на мой взгляд, он требует доработки. Считаю, что представленный вариант не отвечает тем требованиям, которые мы в итоге хотели бы видеть. По идее, он должен устранить любые вилки и возможности разночтений ущерба. Проект единой оценки обязан быть максимально прозрачным и понятным всем участникам страхового рынка. То есть клиент должен четко понимать, почему ему насчитали именно такой ущерб, а не больше или меньше. Страховщик в свою очередь во избежание дальнейших недора¬зумений должен осознавать, почему нужно рассчитывать именно по этой схеме, а не по иной.

Также новая методика должна быть в некотором смысле механизированной, с целью исключить и «человеческий фактор», так как любой оценщик - это прежде всего человек. А люди, как правило, бывают разной квалификации и разных убеждений.

В связи со всем вышеперечисленным, мной и достаточно большим количеством оценщиков были разработаны другой документ и методические рекомендации по оценке страхового ущерба. На мой взгляд, этот документ закрывает все проблемные вопросы. По этой методике максимально просто просчитать сумму, необходимую для ремонта машины после аварии. Грубо говоря, мы склоняемся к тому, чтобы стоимость ущерба «Мерседеса» не занижали, считая ее по нормативам «Жигули». По этому поводу 20 и 21 июля в Алматы пройдет обучение оценщиков. Для этих целей мы устанавливаем целый программный комплекс на базе страхового омбудсмана.

- Не так давно вы с 15 страховыми компаниями подписали новый меморандум. Согласно этому документу вам предоставлено право рассматривать споры между компаниями и их клиентами не только по обязательным, но и по добровольному виду страхования ответственности автовладельцев. Какие еще права потребителей вам предстоит отстаивать в ближайшей перспективе?

- На тот момент мы заключили договор не только по АВТОКАСКО, но и по добровольному страхованию имущества, и по медицинским расходам граждан, выезжающих за рубеж. Действительно, страховой рынок ожидают и другие перемены. В частности, недавно мне поступило встречное предложение защищать клиентов компаний по страхованию жизни. Мы сейчас находимся в процессе переговоров. Другой нашей задачей будет переход к международной практике возмещения страховыми компаниями морального ущерба. Приведу небольшой пример. Недавно к нам пришел человек на костылях, по отношению к которому страховщик повел себя крайне некрасиво. По-хорошему теперь организация помимо выполнения своих основных обязательств должна была бы каким-то образом компенсировать те моральные и дополнительные финансовые затраты, которые понесла потерпевшая сторона. Пусть это будет $100-200, но такие меры ответственности и компенсации позволили бы улучшить климат отношений между страховыми компаниями и клиентами.

Справка

Страховой омбудсман - независимое лицо, которому доверено право урегулирования взаимоотношений между игроками рынка и компаниями с их клиентами. Решение омбудсмана по спорам, в случае если с ним согласен потребитель страховых услуг, обязательно для компаний. В случае несогласия с решением страхового омбудсмана застрахованный вправе обратиться за защитой в суд в соответствии с законодательством РК. При этом исполнение решения страхового омбудсмана для страхователя не является обязательным.

Урегулирование споров между страхователями и страховщиками осуществляется страховым омбудсманом бесплатно.

Избрание страхового омбудсмана осуществляется советом представителей, состоящим из представителей страховых организаций и уполномоченного органа. Страховой омбудсман избирается сроком на два года. При этом он не вправе занимать любую из должностей в страховых организациях или быть аффилированным лицом страховых организаций.

Алия АДАМБАЕВА

НОВОСТИ
Подпишитесь на нашу рассылку!
только актуальные статьи
на тему личных финансов

​​

наверх

123