Авторизация

x
Логин :
Пароль :
Войти через

Страхование в Казахстане - время быстрого старта

27 Апрель 2010 0 1449 (с) insur.kz

Для страхового рынка 2009 год запомнится рекордным падением объемов собранных премий и появлением громких дефолтов. Вместе с тем, кризис позволил страховым компаниям проверить на прочность свои корпоративные стратегии, выявить ущербные рыночные модели и системные сбои. Все это должно заложить основы для более стабильного развития отрасли, по крайней мере, в среднесрочной перспективе. Своим видением перспектив развития рынка с редакцией "Ц" поделился Жаркын Альжанов, Председатель Правления АО "Нефтяная страховая компания".

- В прошлом, 2009 году, поступление премий по казахстанскому страховому рынку уменьшилось на 15%. Жаркын Кабыкенович, как, на Ваш взгляд, будут развиваться события в ближайшей перспективе?

- Несмотря на то, что за последние два года кризиса казахстанский страховой рынок "просел" более чем на 23%, он все равно имеет большие перспективы для роста. Корпоративный сегмент ограничен собственническими интересами владельцев бизнеса, и сферы влияния там практически уже поделены. Кстати, значительное снижение объемов рынка произошло в основном за счет уменьшения оборотов кэптивных компаний. Потенциал же розничного рынка огромен. Поэтому компания, которая сегодня займет большую часть неосвоенной пока розницы, станет на рынке лидером.
По нашим оценкам, в течение ближайших 5 лет розничный рынок страховых услуг в Казахстане, без учета страхования жизни, вырастет в разы по сравнению с 2009 годом. Поэтому, даже в условиях последствий финансового кризиса, можно говорить о том, что при эффективной работе с физическими лицами возможен существенный прирост продаж.

- То есть основной ориентир должен быть взят на розницу? Каким, по вашему мнению, продуктам стоит сейчас уделить внимание?

- В самый пик кредитного бума в 2006-2007 годах практически весь спектр услуг добровольного страхования был связан именно с финансовым сектором: страхование залоговой недвижимости и автотранспорта, оборудования, приобретенного в лизинг, финансовых рисков по займам и прочее. После того, как грянул кризис, объемы по таким видам страхования упали. Уже в 2008 году стало понятно, что без дифференцированного и сбалансированного страхового портфеля, в котором присутствуют как розничные, так и корпоративные страховые продукты, компания просто не имеет будущего. А если учесть низкий уровень проникновения страховой культуры, когда объемы большинства рыночных сегментов по сравнению с развитыми странами просто микроскопичны, "пчелиная" стратегия сбора "со всех сот" более чем оправдана. Могу сказать, что правильная оценка ситуации на фоне общего падения рынка позволила нашей компании в 2008 году получить прирост премий на 13%, а в 2009 году, несмотря на общий спад на рынке, сохранить показатели 2008 года. НСК - универсальная компания, предоставляющая широкий спектр страховых услуг как юридическим, так и физическим лицам. Этот рост хоть и небольшой, но все-таки он имеется, и стал закономерным результатом нашей работы и следствием увеличения продаж в таких видах страхования, как страхование ГПО владельцев транспортных средств, занимающее львиную долю поступлений по обязательным видам страхования, добровольное медицинское страхование, комплексное страхование выезжающих за рубеж, обязательное страхование ответственности работодателя, страхование грузов и страхование ГПО перед третьими лицами. То есть, несмотря на сужение рынка, нам удается удерживать рентабельность бизнеса.

На сегодняшний день у нас имеются все виды лицензий и дифференцированный портфель. Сейчас мы активно работаем с малым и средним бизнесом без посредничества банков и кредитных организаций. Нашим основным приоритетом по-прежнему является качество сервиса при урегулировании страховых случаев - нацеленность на реальную поддержку клиента в виде круглосуточной службы аварийных комиссаров, создание специальных центров выплат для помощи в сборе документов, организация независимой оценки профессиональных сюрвейеров. Именно это является основным условием для построения долгосрочных отношений с клиентами. - Кризис серьезно "потрепал" финансовые рынки, но, по общему мнению, страховщики пострадали незначительно. Означает ли это, что стоит "почивать на лаврах" или все-таки из последствий кризиса стоит извлечь уроки?

- Кризис, безусловно, заставляет каждого проводить свою работу над ошибками и правильно выстраивать приоритеты. Поэтому не удивительно, что основной составляющей успеха компаний становится именно быстрота реакции на происходящие изменения. Сегодня выигрывает тот, кто максимально использует эти изменения для роста. К примеру, наша компания планирует в течение трех лет повысить капитализацию посредством увеличения объемов продаж, а также войти в тройку лидеров. Для этого нами была разработана среднесрочная стратегия на 2009-2011 годы, которая предполагает смену подхода к нашей ежедневной работе - от пассивного к активному и даже агрессивному. Ведь страховой рынок ждет передела. Сама ситуация подсказывает, что необходимо меняться и активизироваться. Сегодня мы входим в пятерку лидеров страхового рынка Республики, и у нас достойные конкуренты.

В 2008 году компания получила сертификат соответствия системы менеджмента качества и теперь работает в соответствии с международным стандартом ISO 9001-2001. Это согласуется с нашим постоянным стремлением повышать качество страхового сервиса.

Кроме того, чтобы повысить стоимость компании, необходимо постоянное улучшение внутренних процедур. Поэтому в апреле 2009 года было объявлено о начале реализации совместного проекта нашей компании с IFC (International Financial Corporation - Международная Финансовая Корпорация) по совершенствованию практики корпоративного управления.

АО "НСК" единственная прошла отбор среди нескольких компаний и банков Казахстана. Экспертами IFC производилась оценка на основе инвестиционного потенциала и перспектив финансового роста, приверженности к совершенствованию корпоративного управления, предпосылок к успеху и прочих соответствующих критериев.

- Прозрачность управления и финансовая устойчивость являются несомненными конкурентными преимуществами. Планирует ли ваша компания привлекать инвесторов для расширения бизнеса?

- В настоящее время мы активно сотрудничаем с нашим российским инвестором и партнером, компанией РЕСО-Гарантия, которая входит в число ведущих игроков отрасли страхования по объему собранных премий, а также является одним из лидеров в области розничного страхования. У нас с ними сложились очень хорошие отношения и мы стараемся обмениваться опытом в работе с физическими лицами. РЕСО-Гарантия по некоторым показателям входит в тройку лидеров, в ней работают свыше 19 тысяч агентов, а филиальная сеть - одна из крупнейших в России.

Что касается дальнейшего расширения бизнеса, время покажет. Тем не менее, в этом году у нас продолжается проект с Международной Финансовой Корпорацией. Нефтяная Страховая Компания - вторая финансовая организация в Казахстане, с которой IFC работает по пилотной программе, включающей в себя: проведение комплексной оценки существующей практики корпоративного управления, оказание помощи в реформировании корпоративного управления в соответствии с передовой мировой практикой для повышения эффективности управления и повышения инвестиционной привлекательности компании. Еще раз хочу подчеркнуть - то, что нашу компанию выбрало IFC, говорит о многом. На сегодняшний день для нас был проведен ряд семинаров, а также даны рекомендации по улучшению работы. Мы очень довольны нашим сотрудничеством.

Теперь мы стремимся построить в нашей компании такую модель корпоративного управления, которая позволит обеспечить эффективную систему внутреннего контроля, создать прозрачные и понятные механизмы корпоративных управленческих процедур, которые обеспечат неукоснительное соблюдение прав и интересов акционеров. Высокий уровень корпоративного управления сделает компанию более надежной, достойной доверия клиентов и акционеров и, следовательно, приведет к повышению инвестиционной привлекательности компании и откроет новые возможности для развития.

Для компаний из развивающихся стран корпоративное управление особенно важно, так как международные инвесторы опасаются за честность и деловые качества их менеджмента. Как показывают исследования, капитализация компаний с хорошим корпоративным управлением существенно выше средней по рынку.

- Сейчас многие страховые компании связывают свое развитие именно с продвижением в розничном сегменте. Насколько, по вашему мнению, это посильная задача?

- Безусловно, впереди нас ждет трудная задача. Ведь для того, чтобы развивать розницу, нужно что-то менять в умах людей, страховая культура населения находится на низком уровне. Всем известно, что на Западе люди понимают важность страхования, ведь произойди несчастный случай, они просто не смогут рассчитаться по предъявленным им искам. Также для роста культуры страхования должна проводиться грамотная государственная политика. Безусловно, мы с коллегами по рынку пытаемся наладить конструктивный диалог с государственными органами. Уверен, рано или поздно процесс пойдет - начнет формироваться и у нас цивилизованный страховой рынок.

Кризис научил потребителей относиться к страхованию не как к дополнительной "страховой нагрузке", а как к полноценному финансовому инструменту, позволяющему минимизировать финансовые риски. И задача страховщиков - всячески развивать это направление. Все нынешние трудности - лишь болезни роста, которые будут преодолены с дальнейшим развитием.

Капитал. Инвестиции. Технологии (Алматы)

НОВОСТИ
Подпишитесь на нашу рассылку!
только актуальные статьи
на тему личных финансов

​​

наверх

123