Авторизация

x
Логин :
Пароль :
Войти через

Сердце и деньги

19 Май 2010 0 872 (с) dknews.kz

Бродила по сайтам и в одной из публикаций прочла, что академик Торегельды Шарманов на свой юбилей попросил вместо денег и цветов деньги для детей, больных лейкемией. Удалось собрать больше 20 миллионов тенге. Не ради рекламы - на благое дело. О другом публичном человеке - очень известном банкире узнала от сотрудницы детдома, что он на свои личные деньги, не афишируя, оплатил поездку и участие в конкурсе юного талантливого музыканта. А одна известная журналистка имеет привычку регулярно отвозить в храм для нуждающихся вещи и деньги. Просто потому, что так в семье повелось давным-давно.

Впрочем, у каждого из нас есть свои привычки, которые вряд ли мы причислим к благотворительности, - просто поступаем так, как мама или сердце велит. Кто-то всегда подает милостыню. Правда, только старикам и детям. А кто-то, наоборот, только мужикам - на опохмелку. Потому что им без опохмелки тягостно, а так - жизнь наладится. Кто-то предпочитает перечислить деньги в благотворительный фонд, а кто-то не верит ни одному из них и страшно раздражается, получая в почте призывы о помощи, считая, что все это - вранье. Кто-то предпочитает дать возможность человеку заработать и предлагает ему выполнить какую-то работу, мысля высокими категориями о том, что помощь должна быть не унижающей, а поднимающей человека в собственном достоинстве. И делая исключение в этой философии лишь для детей и немощных. Каждый из нас выработал свои правила и принципы личной «любви к слабому ближнему», которых придерживается по жизни. И каждый в своем убеждении, наверное, прав. Но при этом важны не столько сами конкретные принципы, а то, что есть потребность души помогать тем, кому приходится труднее.

Каждый из нас выработал свои правила и принципы личной «любви к слабому ближнему», которых придерживается по жизни. И каждый в своем убеждении, наверное, прав.

Но есть ситуации, когда потребность в помощи выходит за рамки возможностей одного, пусть даже самого обеспеченного человека. Такие задачи могут решаться на государственном уровне или благотворительными фондами, НПО, волонтерами. И здесь, безусловно, важны принципы. В первую очередь те, на которых строится работа такой структуры. А также принципы поиска доноров, принципы привлечения средств и финансирования проектов.

- Одного сердца в нашем рыночном мире мало, - считает генеральный директор фонда «Бауржан», председатель оргкомитета конкурса «Алтын журек» Жулдыз Омарбекова. А в недавнем прошлом - автор и ведущая программы «Жакынына жардемдес» на «31 канале». Поэтому к благотворительности, которая становится важнейшим делом в жизни, нужно относиться, как к бизнес-проекту. Не в том смысле, чтобы на этом зарабатывать. А в том, чтобы привлекать доноров, которые бы спонсировали благотворительные дела. За шесть лет существования нашего фонда мы определили основные принципы его деятельности. Например, как добиться доверия? Ответ очевиден: нужно быть честными, заслужить доверие. Как правильно привлечь доноров? Как увлечь их идеей меценатства? Это те вопросы, которые мы решаем в своей практике. Мы хорошо понимаем, что если приходишь к потенциальному донору с эмоциями и сердцем, рассказываешь, например, о ребенке, который нуждается в дорогостоящем лечении, то часто получаешь отказ. Мы поняли, что нужно идти к таким людям, как с бизнес-проектом. Чаще всего это действует. Люди понимают, что это грамотный подход, который даст требуемый эффект. Есть и еще одно золотое правило деятельности таких фондов, как наш: наиболее успешны те благотворительные акции, которые финансируются и контролируются донором от начала до конца. То есть фонд не получает денег от донора. Фонд выступает только организатором этого проекта, а все финансовые ресурсы донор направляет либо конкретному лицу, либо для него же приобретает то, что необходимо: оборудование для клиники, инвалидную коляску, лингафонный кабинет или компьютерный класс для сельской школы или детдома. При таком прямом финансировании - без посредников - и контроле расходования средств донором фонду нет необходимости заниматься и финансовыми отчетами.

наиболее успешны те благотворительные акции, которые финансируются и контролируются донором от начала до конца

Как признает Жулдыз Омарбекова, в этой деятельности важны «и сердце, и идея, и деньги». Без какой-либо из этих трех составляющих трудно рассчитывать на успех. Но в случае благотворительности успех зачастую синоним здоровья и жизни тех, кому берутся помогать фонды.

Для Жулдыз лично, создавшей фонд в память о своем рано ушедшем из жизни брате Бауржане, такой подход, как к бизнес-проекту, наверное, выстрадан. Поскольку у фонда «бьется сердце» ее навсегда шестнадцатилетнего брата, который всегда горел идеей помощи людям, но о материализации идеи наверняка просто не успел в силу своей молодости подумать.

- Братишка еще в школе создал волонтерский кружок, который всем помогал, - с грустью вспоминает Жулдыз. - Это была главная идея жизни моего братишки, но он не смог ее осуществить. Поэтому 6 лет назад я в память о нем решила провести несколько благотворительных акций.

Но оказалось, что для этого необходимо было создать юрлицо. Так и родился фонд его имени. Но чтобы творить добро, мы должны собрать деньги. Мы нуждаемся в деньгах, и чтобы привлекать их, убедить спонсоров их выделить, нам приходится относиться к этому материалистически.
Первой акцией фонда, вспоминает Жулдыз, была помощь детям детского дома в Баганашиле. Потом проекты стали более масштабными и организованными более профессионально. Удалось помочь многим. Но на слуху те проекты, которые обрели статус республиканских. Например, ярмарка социальных идей и проектов. Республиканская премия «Алтын Журек» - «Золотое сердце», которой награждают выдающихся меценатов - богатых и бедных, известных и скромных, людей разных профессий, разных убеждений. Но с одной объединяющей их чертой - желанием помогать ближним.

- Конечно, принято считать, что благотворительность - явление негромкое, непубличное. Люди, компании откликаются на чужие проблемы, беды и помогают совершенно бескорыстно, не думая, как правило, о личном PR, - продолжает Жулдыз. - Поэтому, проводя такие конкурсы, мы, с одной стороны, показываем обществу их пример спонсорства, а с другой - насколько важна и как высоко ценится обществом такая деятельность. Мы думаем, что помимо того, что они видят, как своевременна и эффективна была их помощь, им чисто по-человечески будет приятно услышать простое «спасибо». Такая премия, как «Алтын Журек», - это возможность выразить общественную благодарность меценатам, спонсорам, благотворителям.

проводя такие конкурсы, мы, с одной стороны, показываем обществу их пример спонсорства, а с другой - насколько важна и как высоко ценится обществом такая деятельность

Выразить и простую человеческую благодарность - за возвращенное здоровье, счастливый миг жизни, учебу талантливого ребенка, подаренную радость, праздник, смех и искорки счастья в глазах малыша.

Жулдыз понимает, что не все могут разделять такую концепцию благотворительности и ее подходы. И она, так же как общество, размышляет на тему, может ли быть благотворительность публичной. Поэтому и эту тему, и более практические вещи - как благотворительному фонду заслужить доверие, как находить доноров - она вместе со своими единомышленниками выносит на обсуждение конференции «Благотворительность в Казахстане», которая пройдет в Алматы 20 мая. Соорганизатором форума выступает фонд «Аяла».

Как считают организаторы, обсуждение практических и этических вопросов, истории конкретных проектов, опыт конкретных компаний, честные дискуссии должны способствовать дальнейшему развитию самой этой деятельности, росту ее масштабов. Поскольку как бы ни было совершенно общество, в нем всегда есть и будут те, кому без поддержки гуманного общества будет очень непросто жить и решать свои проблемы.

обсуждение практических и этических вопросов, истории конкретных проектов, опыт конкретных компаний, честные дискуссии должны способствовать дальнейшему развитию самой этой деятельности, росту ее масштабов

Естественно, в планах фонда и проведение очередного конкурса «Алтын Журек». Победители будут названы на финале в Астане по десяти номинациям. В том числе «За помощь детям-сиротам», «За поддержку образования», «За заботу об инвалидах», «За поддержку и развитие спорта», «За заботу о ветеранах», «Меценат года», «Благотворитель года», «Организация года», «Искусство и милосердие».

В планах фонда учреждение премии для людей с ограниченными возможностями, проведение форума молодежи для решения их социальных проблем. Нужно уметь проводить грань между невозможностью и банальным иждивением опекаемых. И это ведь тоже урок жизни: на помощь со стороны нужно рассчитывать лишь, когда собственных возможностей недостает. В противном случае поддержки могут не дождаться те, кто в ней действительно остро нуждается.

Ольга ЛАНСКАЯ

НОВОСТИ
Подпишитесь на нашу рассылку!
только актуальные статьи
на тему личных финансов

​​

наверх

123