Авторизация

x
Логин :
Пароль :
Войти через

Реструктуризация долгов

7 Январь 2009 0 1837 (с) www.and.kz

После ряда заявлений о вливании средств в капитал банков и выкупе проблемных активов Астана решила выйти на новый уровень взаимоотношений и договориться с зарубежными инвесторами о реструктуризации долгов. Правда, сами банкиры такой заботы не оценили и официально заявили, что не намерены реструктурировать внешние обязательства.

В начале декабря официальная Астана ошеломила отечественных банкиров и иностранных инвесторов новостью о том, что намерена вступить в переговоры с зарубежными кредиторами о реструктуризации долгов казахстанских банков. Заявление озвучил глава фонда «Самрук-Казына» Кайрат Келимбетов.

«В случае соответствующего поручения правительства мы совместно с другими ведомствами готовы начать переговорный процесс с иностранными инвестбанками и инвесторами для отработки механизма реализации реструктуризации задолженностей», – сообщил он. Общий объем внешней задолженности отечественных банков превышает $40 млрд., и значительную часть этой задолженности нужно погасить в ближайшие два-три года, добавил он. Каким образом будет реализована эта схема, пока неясно, но г-н Келимбетов пообещал рассказать подробности уже в январе 2009 года. 

А был ли мальчик?

Банки на это предложение отреагировали незамедлительно. В течение нескольких дней 4 системообразующих банка (Казком, Народный банк, Альянс Банк и БТА Банк) информировали инвесторов и СМИ о том, что не планируют проводить реструктуризацию по своим долгам. Например, в БТА Банке сообщили «&», что финансовая структура полностью выполнила свои внешние обязательства без рефинансирования их на внешних рынках в текущем году и располагает всеми необходимыми ресурсами для выполнения очередных погашений в 2009-м и 2010 году на суммы $1,7 и $1,9 млрд. соответственно.

Председатель правления БТА Банка Роман Солодченко прокомментировал «&», что его структура «выполняла и будет выполнять свои внешние обязательства в соответствии с существующими графиками погашений и не проводит никаких переговоров с иностранными инвесторами на предмет реструктуризации долгов».

Управляющий директор Фонда национального благосостояния «Самрук-Казына» Кайрат Айтекенов заявил «&»: «От банков последовала реакция, мол, нам этого не нужно. Это означает, что у банков есть резервы, за счет которых они сейчас готовы погасить долги. И чтобы сохранить свой инвестиционный рейтинг, заявляют об этом. Значит, наше предложение для них преждевременное. Но мы упреждаем ситуацию, чтобы не получилось так, что у них не будет хватать резервов для погашения внешних займов». 

Инвесторам поздно нервничать

Генеральный директор «Интерфакс Бизнес Сервис» Михаил Матовников, комментируя «&» ситуацию, отметил, что ни у одного из крупнейших банков Казахстана нет серьезных проблем с погашением внешних долгов в 2009 году. «С учетом вхождения государства в капитал 4 банков можно сказать, что для них объем вложений от государства сопоставим с ожидаемыми погашениями в 2009 году. Реструктуризация – это на данный момент излишняя мера», – отметил он. Вместе с тем эксперт предположил, что сегодня банки работают с государством над тем, чтобы дезавуировать сообщение о реструктуризации, поскольку реструктуризация – это разновидность дефолта. «А сейчас это никому не требуется», – добавил он.

Г-н Матовников считает, что заявление о реструктуризации если и напугало инвесторов, то не на продолжительный срок. «Инвесторам немного поздно нерв¬ничать. Я думаю, это был испуг на несколько часов или дней. Как мы видим, никакой ощутимой реакции с их стороны не последовало. На мой взгляд, большинство инвесторов не сомневаются, что казахстанские банки смогут расплатиться по своим обязательствам и не нуждаются в реструктуризации», – подчеркнул эксперт.

Вместе с тем г-н Матовников призывает не драматизировать возможные последствия. По его словам, инвесторы привыкли к «непоследовательности заявлений как государства, так и собственно коммерческих предприятий».

Аналитик инвестиционной компании Unicorn IFC Николай Андриянов в свою очередь считает, что реструктуризация внешнего долга все же необходима, особенно учитывая ухудшение качества кредитного портфеля, а также продолжение кризиса ликвидности на международных рынках. «Тем не менее следует понимать, что реструктуризация твердых обязательств расценивается международными инвесторами аналогично дефолту по данным обязательствам. В этом случае рейтинговые агентства могут отреагировать одномоментным снижением рейтингов более чем на два пункта других финансовых институтов, которые не подлежат реструктуризации. Это автоматически повлечет за собой принудительное досрочное погашение таких обязательств», – прогнозирует г-н Андриянов.

Для того чтобы избежать негативного эффекта, аналитик призывает провести процедуру реструктуризации, которая должна быть нацелена на все компании финансового сектора, а не на определенную группу. Поэтому это достаточно противоречивое и сложное решение как для государства, так и для отдельных финансовых организаций, отметил он.

Единственный и наиболее безболезненный вариант решения назревших проблем, по мнению г-на Андриянова, – это выкуп правительством основного долга банковского сектора у инвесторов по рыночной цене. «В последующем государство реструктуризирует эти займы в пользу банков путем изменения сроков погашения и выплаты купонов по выкупленным обязательствам. В свою очередь финансовые институты продают реструктуризированные займы правительству. Другие формы пересмотра условий по долгам, включая прямой контакт с инвесторами, нежелательны, так как повлекут последствия, о которых я уже говорил. В случае, если прямая реструктуризация останется единственным способом изменения условий займа, необходимо понимать, что эта программа должна затрагивать все финансовые компании, имеющие внешние обязательства», – подчеркнул он.

Заместитель генерального директора рейтингового агентства «Эксперт РА» Павел Самиев пояснил «&», что инвесторы всегда воспринимают сообщения о реструктуризации негативно. Однако в данном случае лучше прибегнуть к подобной мере, чем опасаться наступления возможного дефолта. «По крайней мере, реструктуризация долгов не обрушивает рынок в целом и дает возможность пережить проблемный период», – отметил он.

Г-н Самиев не исключает, что банки в будущем все же пойдут на этот шаг, прежде согласовав действия между собой. «Это было бы логичнее всего. Если какой-либо банк объявит о такой мере, а остальные – нет, то это будет восприниматься негативно по отношению к этому банку. Если объявят сразу несколько банков, то эффект будет правильный. Это, конечно, болезненно, но несмертельно», – отметил эксперт.

Оценивая возможное влияние заявления о реструктуризации на суверенный рейтинг, г-н Самиев не исключает негативных последствий. «Это индикатор ухудшения финансовой ситуации. Хотя рейтинговые агентства могут расценить этот шаг нейтрально, в том плане, что реструктуризация может даже снизить вероятность дефолта и тем самым снять напряженность. Так что понижение рейтинга возможно, но вовсе не обязательно», – резюмирует он.

Мнение

Заместитель генерального директора рейтингового агентства KzRating Денис Рыбалкин

В следующем году казахстанским банкам необходимо выплатить по внешним обязательствам больше $10 млрд. Сумма действительно большая, вместе с тем сопоставимая с платежами по внешнему долгу, выплаченному в уходящем году. Необходимо отметить, что выплаты крупных кредитов происходили в основном за счет рефинансирования внешней задолженности, если смотреть на статистику, совокупный внешний долг казахстанских банков сократился примерно на 10%.

Как мы видим, крупнейшие банки имели возможность перекредитоваться на внешнем рынке при достаточно негативном фоне в самом Казахстане. Другое дело, что набирает обороты и финансовый кризис в странах-кредиторах и нужно задуматься о том, что в следующем году наши банки столкнутся с более жесткими условиями по рефинансированию задолженности. Мы уже сейчас сталкиваемся с тем, что вновь привлеченные займы существенно дороже тех, которые были привлечены при хорошей мировой конъюнктуре. При прочих равных условиях, мы полагаем, долговая нагрузка на банки не станет фатальной и в следующем году, вместе с тем мы должны принимать во внимание, что рынки в настоящее время закрыты в большей степени. Оптимизм внушает достаточно серьезный запас ликвидности, накопленный казахстанскими банками. С другой стороны, серьезные опасения вызывают события, происходящие в самом Казахстане. Стремительное падение качества активов банков может существенно затруднить обслуживание действующих внешних обязательств. Здесь речь идет как о падении рейтингов банков, так и о том, что правительство выступает с инициативами о реструктуризации внешних долгов. Пока банки платят по долгам, они могут рассчитывать на конструктивное взаимодействие с внешними инвесторами, когда появляется хоть малейшее подозрение в том, что банки несостоятельны, отношение инвесторов к ним меняется кардинально. Поэтому для правительства важно оценивать, какой отголосок могут иметь их заявления. Когда не озвучены причины такого решения, последствия могут быть самыми плачевными.

Мы видим, что ряд банков отказались от идеи рефинансировать свои обязательства. На мой взгляд, это самый лучший показатель того, что банки здраво оценивают свои возможности по погашению задолженности. В связи с этим заявления правительства могут скорее нанести вред, чем принести пользу банковской системе.

Оценивая причины такого заявления, можно обратиться к опыту России. Деньги, выделяемые государством на поддержку банковской системы и реального сектора, конвертируются и выводятся из страны. Видимо, в данной ситуации правительство Казахстана задумалось о возможности использования средств, направляемых на капитализацию казахстанских банков для рефинансирования их внешней задолженности. По моему мнению, даже при самом наихудшем сценарии развития ситуации перекредитование крупнейших банков за счет государственных средств выглядит более целесообразным, нежели поддержание высоких объемов ликвидности для выплат по внешним займам при «кредитном голоде», наблюдаемом как в промышленности, так и в других отраслях.

Самая большая проблема заключается в том, что после достаточно знаковых заявлений первых лиц государства не следует разъяснения механизмов их реализации. При этом инвесторы, как правило, строят самые различные предположения. По моему мнению, такие знаковые заявления должны быть проработаны в деталях, определены механизмы контроля, выработаны меры по информированию причин таких действий. И главное – они долж¬ны быть согласованы с профессиональными участниками рынка.

Трудно оценить, насколько банки смогут воспользоваться такой инициативой правительства. Тут дело даже не в том, что иностранные заемщики сами испытывают нехватку ликвидности в связи с обострением кризиса. Я думаю, что казахстанские банки, как ответственные заемщики, понимают, что могут добиться больших преференций на международных рынках, рассчитывая на собственные силы.

Эксперт

Исполнительный директор группы «Астана Финанс» Дауржан Аугамбай

В заявлении правительства прозвучало, что ответственность за нынешнюю ситуацию должны разделять и инвесторы. Однако напрашивается вопрос: почему кредитор должен разделять ответственность с заемщиком? Если учитывать, что кредитор несет основные риски, и то, что сделка заключена на добровольной основе, то кредитор не должен нести какие-то расходы.

Похоже, что правительство не согласовало свои действия и с банкирами. Прежде чем озвучивать подобное заявление, необходимо было обсудить его с руководителями банков, проанализировать и оговорить условия, которые отмечены в их договорах с инвесторами. Каждый банк должен был показать правительству, к каким результатам может привести только устное заявление о реструктуризации. Ведь в понятие «реструктуризация» инвесторы вкладывают разный смысл.

И только после детального анализа можно было готовить совместное обращение к инвесторам, которое отражало бы единое мнение банкиров. Тогда можно было бы говорить о каком-то диалоге с инвесторами, который позволил бы обсудить вопросы выхода из кризиса. А когда озвучиваются подобные несогласованные с заинтересованными участниками заявления, это вызывает определенный дискомфорт как у инвесторов, так и у казахстанских банков, которым в будущем еще нужно как-то взаимодействовать с рынком. Тем более что наши банки и так испытывают недоверие со стороны внешних рынков и получают пусть спорные, но негативные оценки со стороны рейтинговых агентств.

«Благими намерениями вымощена дорога в ад» – так можно охарактеризовать нынешнюю ситуацию. Наверное, наше правительство намеревалось помочь банкам. Возможно, это был некий сигнал инвесторам о том, что правительство поддерживает казахстанские банки. Сейчас продолжает муссироваться старая песня, что никакого дефолта нет и правительство отвечает за свои действия. Но некоторые иностранные инвесторы уже склонны не верить в хорошие новости, как это было в октябре-ноябре этого года. Со стороны правительства прозвучало много заявлений, однако никаких практических шагов пока не предпринято. Поэтому рынок находится в ожидании конкретных мер. Это чувствуют и сами банки. Вообще, на мой взгляд, «Самрук-Казыне» необходимо было подготовиться заранее: провести незаметную для рынка работу, решить все внутренние вопросы. А сейчас им придется после сделанных заявлений выстраивать всю рутинную работу и успеть закрепить делами слова, пока они еще не успели «остыть». Поступи «Самрук-Казына» по-другому, было бы меньше ажиотажа и больше ясности.

Айнура Каргалинова

НОВОСТИ
Подпишитесь на нашу рассылку!
только актуальные статьи
на тему личных финансов

​​

наверх

123