Авторизация

x
Логин :
Пароль :
Войти через

Правительство пересмотрит госбюджет

23 Март 2010 0 669 (с) dn.kz

Стало уже нехорошей традицией, когда правительство с приходом весны начинает пересматривать параметры бюджета на текущий год и прогнозы основных макроэкономических показателей, принятых всего несколько месяцев назад. В этом году работа над ошибками началась несколько раньше, чем обычно, что было связано с изменением срока повышения заработной платы работникам бюджетной сферы и стипендий учащимся.

Законопроекты «О внесении изменений и дополнений в Республиканский бюджет на 2010 год» и «О гарантировании трансферта из Национального фонда на 2010 - 2012 годы» были одобрены на заседании правительства 1 марта. Необходимость корректировки недавно принятых законов обосновывалась, как и в предыдущие годы, реализацией положений послания главы государства. Мотивировка достаточно спорная, поскольку это не форс-мажорное обстоятельство. Ежегодные послания президента стали уже давней традицией, и для реализации его положений можно бы предусматривать определенные резервы на стадии формирования бюджета.

Как правило, при корректировке бюджета уточняются и прогнозы основных показателей экономического развития. Уточнение базового сценария прогноза на 2010 год производилось правительством «на основе текущих цен на мировых товарных рынках и тенденций развития отраслей казахстанской экономики за 2009 год». Были «учтены оценки международных экспертных организаций», в частности, увеличение прогноза МВФ по росту мировой экономики в текущем году до 3,9% вследствие оживления экономик развитых стран.

Исходя из тенденций повышения мировых цен на нефть и металлы, и с учетом того, что цена на нефть сорта Brent в среднем за прошлый год составила 61,9 доллара за баррель, пересмотрен прогноз критически важного показателя для нашей экономики - цены на нефть. С учетом позитивной динамики прогноз мировой цены увеличен с 50 до 65 долларов за баррель. Такие же расчеты произведены и по другим казахстанским экспортным позициям.

Казалось бы, что улучшение внешней экономической и ценовой конъюнктуры должно аналогичным образом отразиться на прогнозных показателях отечественной экономики. Однако вопреки логике оценки правительства касательно роста экономики изменились в худшую сторону. Так, темпы прироста объема промышленной продукции в текущем году по сравнению с предыдущими прогнозами снижены с 3,9 до 3,3%, а реального ВВП - с 2,4 до уровня 2%. При этом прогноз по наращиванию объема добычи нефти оставлен без изменения и, по оценке, составит 80 млн. тонн.

Тот факт, что увеличение добычи нефти и цен на экспортируемые товары, по оценке правительства, не скажется на темпах роста промышленности и экономики, еще можно как-то объяснить. Но это обстоятельство напрямую влияет на объемы экспорта в натуральном и, особенно, - в стоимостном выражении. Чиновники, разумеется, учли это в своих прогнозах, но далеко не в тех размерах, как следовало ожидать.

По их уточненным прогнозам, объем экспорта товаров на 2010 год увеличен с уровня порядка 45,4 до 49,6 млрд. долларов США, или на 9,3% по сравнению с предыдущим прогнозом. С учетом ожидаемого наращивания добычи нефти, увеличения прогнозируемой цены барреля нефти почти на треть, а также доли нефти в общем объеме экспорта Казахстана, такая корректировка представляется слишком пессимистичной.

Судя по озвученным министром экономики и бюджетного планирования цифрам, повышение мировых цен не окажет значительного влияния и на пополнение доходной части бюджета. По его словам, увеличение доходов по корпоративному подоходному налогу в связи с поступлением в текущем году разовых платежей прогнозируется в сумме 19,6 млрд., поступления за использование природных ресурсов за счет увеличения мировой цены на основное минеральное сырье возрастут на 22,1 млрд. тенге.

Понять логику чиновников касательно влияния повышения цен на показатели экономики и бюджета, сложно. Тем более что основная часть денег от повышения цен на нефть попадает не в бюджет, а в Национальный фонд. Впрочем, фактические показатели развития отечественной экономики определяются не прогнозами правительства, а по-прежнему зависят в первую очередь от объема добычи энергоносителей и мировых цен на сырьевые товары. Ну а поскольку с этим все в текущем году складывается благополучно, то и показатели роста экономики должны быть более высокими, чем это оценивается правительством.

Другой вопрос, зачем заниматься трехлетним планированием и тратить на это деньги налогоплательщиков, когда прогнозные показатели на текущий год ежегодно пересматриваются как минимум один раз? Этой работой занимается целое министерство, но, как показывает практика предыдущих лет, одни и те же ошибки повторяются из года в год. Возникает ощущение, что прогнозы делаются по принципу, известному как «метод трех П: пол -палец -потолок». Не исключено, что именно ошибки в планировании стали одной из причин того, что министерство было реорганизовано.

Бюджетные параметры

Согласно проекту закона, поступления республиканского бюджета на 2010 год пересмотрены в сторону увеличения против действующего бюджета на 189,4 млрд.-до 3378,4 млрд. тенге, расходы - на 240,1 млрд.-до 4182,0 млрд. тенге. Дефицит бюджета планируется в размере 803,5 млрд. тенге с увеличением к действующему бюджету на 50,7 млрд. тенге. При условии, что объем ВВП останется на ранее запланированном уровне, дефицит бюджета к ВВП вырастет с 4,1 до 4,6%.

Основным источником дополнительных поступлений в бюджет станет привлечение средств из Национального фонда. Для этого вновь меняется концепция использования средств фонда. Теперь объем трансферта увеличен до 1,2 трлн. тенге, и более трети всех поступлений в бюджет будет приходиться на трансферты из Национального фонда. В действующем бюджете, напомним, размер трансферта планировался в сумме 1075,7 млрд. тенге.

Напомним также, что согласно принятому ранее закону гарантированный трансферт из Национального фонда в республиканский бюджет планировался в размере порядка 1,1 трлн. тенге на предстоящие три года. При этом уточнялось, что это не превысит трети от активов фонда на конец года, предшествующего планируемому, что соответствует требованиям, установленным Концепцией по формированию и использованию средств Нацфонда. На этот раз министр экономики и бюджетного планирования не сказал о том, будет это требование выполняться и далее или же средства некогда неприкосновенного фонда будут расходоваться в зависимости от сложившейся ситуации.

Прогноз доходов республиканского бюджета увеличен на 103 млрд. тенге. Дополнительное поступление доходов в размере 61,3 млрд. тенге планируется за счет введения Единого таможенного тарифа на территории Таможенного союза. А также 41,7 млрд. тенге за счет доходов по корпоративному подоходному налогу в связи с поступлением в текущем году разовых платежей (в сумме 19,6 млрд.) и поступления за использование природных ресурсов за счет увеличения мировой цены на основное минеральное сырье (в сумме 22,1 млрд. тенге).

При этом предполагается сокращение поступлений на 13,7 млрд. в связи с реструктуризацией бюджетных кредитов, выданных на строительство жилья. Еще одним источником станет сокращение расходов на общую сумму 30,6 млрд. тенге. Планируется также привлечение свободных остатков бюджетных средств по итогам 2009 года, составивших 56 млрд. тенге, часть из которых может быть включено в бюджет текущего года. Также предусмотрено дополнительное привлечение займов для финансирования дефицита бюджета в сумме 26,6 млрд. тенге на внутреннем и внешнем рынке.

Дополнительные поступления и высвобождаемые средства в сумме 295,5 млрд. тенге планируется направить на реализацию мероприятий, изложенных в послании главы государства. На повышение заработной платы работникам бюджетной сферы и стипендий в связи с переносом срока предусмотрено 58,3 млрд., на финансирование Программы форсированного индустриально-инновационного развития - 145,8 млрд. тенге.

«На проведение мероприятий, направленных на поддержание политической стабильности и развитие международных отношений будет использовано 16 млрд. тенге». Из этой суммы 5,9 млрд. пойдет на проведение неформального саммита ОБСЕ, участие в ШОС и ЕврАзЭС, решение вопросов внутренней политики и финансирование политических партий - 9 млрд. тенге.

На подготовку к проведению зимних Азиатских игр 2011 года и развитие объектов городов Астана и Алматы предусмотрено выделение 44,4 млрд., на реализацию мероприятий, связанных с вступлением в Таможенный союз, предлагается дополнительно выделить 11,4 млрд. тенге. Кроме того, предусмотрено выделение дополнительных средств в размере 12,9 млрд. тенге на решение ряда неотложных задач.

В период формирования бюджета на текущий год чиновники могли не знать об изменении сроков переноса повышения заработной платы и стипендий. Однако трудно объяснить, почему не были запланированы средства в необходимом объеме на реализацию приоритетной Программы форсированного индустриально-инновационного развития и проведение Азиатских игр, о чем было известно давно. Ведь именно на эти цели выделяется большая часть дополнительных поступлений, что, очевидно, и стало основной причиной корректировки бюджета на текущий год.

Как бы то ни было, можно не сомневаться в том, что проект бюджета в представленном правительством варианте с небольшими косметическими поправками получит поддержку депутатов парламента. Проект закона о корректировке бюджета после его рассмотрения в правительстве был представлен партии «Нур Отан», а на прошлой неделе одобрен на заседании мажилиса парламента. Проект закона, разумеется, будет поддержан и сенаторами, а затем подписан президентом и введен в действие.

Нигмат РАМАЗАНОВ

НОВОСТИ
Подпишитесь на нашу рассылку!
только актуальные статьи
на тему личных финансов

​​

наверх

123