Авторизация

x
Логин :
Пароль :
Войти через

Почему банков в Казахстане становится все больше?

17 Июнь 2010 0 710 (с) liter.kz

В европейской практике существует ряд успешных примеров создания "мертвых" банков отдельными финансовыми институтами. Например, в период с 2002 по 2005 год такая структура существовала внутри Dresdner Bank (Германия).

В рамках внедрения антикризисных мер в финучреждении было создано отдельное подразделение по управлению портфелем непрофильных активов с резервом в 35,5 млрд евро. Цели, поставленные перед IRU, были решены менее чем за три года - в два раза быстрее, чем планировалось изначально.

Некоторые выражали уверенность, что появление новых банков планировалось давно, и лишь волей случая именно в кризис это случилось.

Однако объективно версия напрашивается иная. Велика вероятность, что новые банки на самом деле призваны лишь "впитать" в себя "мертвые" активы существующих и исчезнуть. И действительно, откуда у них уже на второй год существования такие объемы неплатежей по кредитам?

- Известно, что казахстанское правительство отказалось взять решение проблемы "мертвых" долгов на себя еще два года назад, - говорит аналитик Владимир Цейко. - Пришлось, правда, в феврале 2009 года несколько скорректировать свои намерения, когда стали "падать" два крупнейших в республике банка. Им помогли из средств Нацфонда. Кроме того, некоторые суммы выдали еще нескольким банкам, дабы те смогли рефинансировать ипотечные кредиты населению под льготный процент. Что касается всего остального, то тот же фонд стрессовых активов почил в бозе, так и не родившись. Другими словами, проблемы банков предпочли оставить на их же совести. А в этой ситуации последние вынуждены искать иные выходы.

Актуальность проблемы "мертвых" долгов в банковской системе Казахстана признается как участниками рынка, так и госрегуляторами. Не устают об этом напоминать и международные эксперты. По оценкам самих банкиров, рассчитанная по консервативной методике в соответствии с принятыми международными стандартами доля просроченной задолженности в портфелях финансовых учреждений к концу года может превысить одну треть всех банковских активов в стране.

Во многих случаях банки, не обладая реальными рычагами воздействия на ситуацию с проблемной задолженностью и не имея возможности взыскания долгов, попросту пролонгируют кредиты на годы, лишь бы клиент был в состоянии выплачивать хотя бы проценты.

Данный подход создает видимость качественного кредитного портфеля и выполнения нормативов Агентства по финнадзору, но усугубляет проблему неисполнения клиентом своих обязательств в будущем. Снижается способность банка взыскать задолженность, и таким образом разрушается стоимость его активов. Имея балласт в виде проблемных кредитов, финучреждения оказываются не в состоянии выдавать новые кредиты потенциальным качественным заемщикам, поскольку не выполняется их главная функция в экономике по финансированию развития промышленности и сферы услуг.

Действенных вариантов решения данной проблемы по сути всего два, причем каждый из них предполагает участие государства: либо через докапитализацию банков, либо через создание банка "мертвых" активов с предоставлением ему функций по управлению и повышению стоимости активов, перешедших под его контроль.

Если говорить о первом варианте, то его результаты мы могли наблюдать в конце 2008 года и вплоть до середины 2009-го. То есть государство вошло в капитал четырех крупнейших банков, купив эмитированные ценные бумаги на сумму, не превышающую блокирующий пакет. Кроме того, в два банка государство вошло плотно. Однако улучшить общую картину это, к сожалению, не смогло.

Что касается создания специального банка для управления проблемными активами, или, как его назвали, Фонда стрессовых активов, то противников подобного учреждения была масса.

Велика вероятность, что новые банки на самом деле призваны лишь "впитать" в себя "мертвые" активы существующих и исчезнуть

- Дело в том, что если государство вступит на эту скользкую дорожку, то отмываться потом придется очень долго, - полагает финансовый консультант Александр Шведов. - Финансовый сектор в Казахстане отличается наибольшей конкурентностью в отличие от многих других отраслей. Поэтому здесь будет слишком высок риск стать пойманным за руку при непрозрачной оценке стоимости и возможной коррупции, особенно при последующем выходе из реструктурированных проблемных активов. Здесь больше к месту была бы частная система, работающая с проблемными активами. Чем, собственно, как мне кажется, многие банки и занялись.

Помощь казахстанской банковской системе могла бы быть оказана сфокусированно, на основании четко определенных критериев, например, путем создания "плохого" банка для проблемных активов крупных финучреждений с местным капиталом, которые в отличие от иностранных банков не могут рассчитывать на помощь со стороны материнской группы.

Такие специализированные структуры по сути будут функционировать как "мертвые" банки, и они уже начинают формироваться внутри ряда систе- мообразующих финучреждений, полагает экономист. Создание "плохого банка" является целесообразным для финучреждения в том случае, когда объем портфеля проблемных активов в управлении ставит под угрозу успешное дальнейшее функционирование, но при этом банк имеет четкую бизнес-модель и базу для дальнейшего развития.

В первую очередь цель организации такого банка - максимально эффективное решение проблемы "мертвых" активов с помощью создания гибкой структуры, фокусирующейся исключительно на данном вопросе. Это позволит руководству сконцентрироваться на развитии основного бизнеса и обеспечении стабильного роста для финансового учреждения в будущем. "Плохой" банк может быть создан как отдельное подразделение либо как новое юридическое лицо.

Западный опыт показывает, что главным фактором успеха управления "плохим" банком является привлечение профессиональной команды, способной принимать решения в условиях непростой экономической ситуации и ограниченного времени для анализа, фокусируясь на высвобождении капитала из проблемных и непрофильных активов.

Финансовый сектор в Казахстане отличается наибольшей конкурентностью в отличие от многих других отраслей

Таким образом, создание структур по аккумулированию проблемных активов отдельными банками может являться целесообразной антикризисной мерой, направленной на оздоровление портфеля активов и позволяющей cосредоточиться на развитии основного бизнеса. Однако в условиях, когда отсутствует поддержка подобных мер со стороны государства, остается риск неисполнения банками собственных обязательств и нормативов, и соответственно сохраняются угрозы стабильности всей банковской системы. То есть, если один из таких "мертвых" лопнет, проблемы появятся у всех одновременно.

К сожалению, на наши запросы в Агентство по финансовому надзору по этой теме мы не получили ответа. Надеемся, что после данной публикации АФН все же удосужится объяснить, почему во всех странах в кризис количество банков уменьшалось, а у нас росло.

Алексей ХРАМКОВ

НОВОСТИ
Подпишитесь на нашу рассылку!
только актуальные статьи
на тему личных финансов

​​

наверх

123